СюжетыКультура

62-й Берлинский фестиваль: политика в алькове

Директор фестиваля Дитер Косслик заявил, что нынешний смотр призван продемонстрировать, как политическая обстановка в мире влияет на жизнь простых людей

Этот материал вышел в номере № 15 от 13 февраля 2012
Читать
Директор фестиваля Дитер Косслик заявил, что нынешний смотр призван продемонстрировать, как политическая обстановка в мире влияет на жизнь простых людей. С такой миссией — демонстрацией этого влияния приехала Анжелина Джоли, кинодива, посол доброй воли Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН, а теперь еще и режиссер. Ее кинодебют «В краю крови и меда» — история любви боснийки и серба в разгар войны 1990-х на Балканах.
Группа создателей фильма In The Land Of Blood And Honey (В краю крови и меда). В центре — Анжелина Джоли, режиссер
Группа создателей фильма In The Land Of Blood And Honey (В краю крови и меда). В центре — Анжелина Джоли, режиссер

Берлин встретил небывалым холодом и снегом. Звезды на красной дорожке старались не задерживаться. Только Диана Крюгер в платье с микроскопической накидкой мужественно отрабатывала статус главный звезды Открытия — в ледяном отоскопе вспышек она позировала фотографам дольше всех.

В драме Бенуа Жако «Прощай, моя королева» Крюгер сыграла роль королевы Марии-Антуанетты. Кажется, фильм Открытия может служить ключом к фестивальной программе. И «ключ» тот ведет в дверь королевского алькова, за которой бурлят запретные страсти. События картины развиваются в течение трех дней накануне крушения монархии. Но политика замолкает, когда говорят музы любви. В центре неожиданный любовный треугольник. Королева, удушенная ненавистью двора, страдает от любви к вероломной красавице Габриэль де Полиньяк (Виржини Ледуайен). А от любви к королеве изнемогает королевская чтица, камеристка Сидони (Леа Сейду). Собственно ее глазами мы и видим лавинообразно разворачивающиеся в Версале события. Авторам удается передать пыльную роскошь убранства королевских будуаров, россыпь люстр в дворцовых залах и убогость темных кухонь, обшарпанность комнат прислуги. Но когда мы внимаем переживаниям Антуанетты, то не только слышим нарастающий гомон улицы, которая вот-вот выбросит трон и его хозяев на улицу, но еще видим напудренную шею королевы… Украшенную изысканным ожерельем шею. Обрамленную локонами нежную… ту самую шею, которой вот-вот коснется ледяное лезвие гильотины. Провокативная, при этом обращенная к широкой публике картина по своей сути сверхдемократична. Служанка оказывается подлинной аристократкой духа, в отличие от ржавой гедонистической знати. Чем не повод аплодировать фильму «Берлинале»?

Тем более что директор фестиваля Дитер Косслик заявил, что нынешний смотр призван продемонстрировать, как политическая обстановка в мире влияет на жизнь простых людей.

С такой миссией — демонстрацией этого влияния приехала Анжелина Джоли, кинодива, посол доброй воли Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН, а теперь еще и режиссер. Ее кинодебют «В краю крови и меда» история любви боснийки и серба в разгар войны 1990-х на Балканах. «Я выбрала эту страну и это время потому, что сама тема универсальна — рассказала дебютантка со звездным статусом, — Когда началась война в Боснии, мне было 17 лет. И я не помню, чтобы о ней много писали и говорили. И теперь у меня возникло чувство вины за то, что я не знала, что там происходит на самом деле, и что я ничего не сделала для того, чтобы чем-то помочь». К своей «помощи» она подошла обстоятельно, окружила себя именитыми профи с регалиями: оператор Дин Семлер («Патриот», «Танцы с волками»), композитор Габриэль Яред («Холодная гора», «Английский пациент»). Джоли стремилась к максимальной достоверности, фильм снят сербохорватском языке с субтитрами. Автора интересовала не столько история Ромео и Джульетты, сколько момент перелома, внезапного вторжения в личную, глубоко интимную жизнь грязных лап войны. Главным художественным приемом стала «внезапность». Когда мир одним оглушительным взрывом превращается в войну, дискотека — в кладбище, влюбленные — во врагов. Впрочем нет, любовь —химическая реакция, которая вершится несмотря на все препоны. Поэтому и враги в момент могут вновь стать влюбленными. В фильме отличные актерские работы, прежде всего Заны Марьянович, сыгравшей Айлу, художницу, попавшую в плен к сербам. Тем не менее, фильм оказался не только однолинейным, но и не избежал тенденциозности. Не случайно вокруг него в уже вспыхнул скандал. Судя по всему Джоли намеревалась показать ужасы войны и насилия над женщинами объективно. Она даже дала сербскому генералу Вукуевичу (Раде Шербеджия) монолог, в котором он объясняет жестокость своей армии, рассказывая о кровожадности боснийцев, о варварстве усташей. Но что значат слова в кино… На протяжении всего фильма показываются изуверства сербов. «Наступают времена, — говорил старенький мажордом в фильме «Прощай, моя королева», — когда волки выходят из леса». Сербские «волки», вышедшие из леса этнической войны в этом кино необъяснимо, неоправданно, изуверски жестоки. Они взрывают «Скорую помощь», калечат и насилуют женщин, выбрасывают младенцев из окон, убивают направо-налево с мерзкими улыбками. И все это правда. Но правда не может быть односторонней. Тем более, если ты касаешься сложной больной темы. Боснийцы, живущие в «краю крови и меда» — к сербам относятся даже с понимаем: «сербы не все одинаковые», впрочем, лучше всех в фильме — американцы. От них и гуманитарная помощь, и голубые каски, и надежда на мир.

Уже известно, что в Республике Сербской, являющейся составной частью Боснии и Герцеговины, фильм не покажут. Скандал вокруг кино привел к тому, что актеры-сербы в нем снимавшиеся, получают угрозы от соотечественников. По информации Dnevni Avaz, 17 февраля премьера картины пройдет в столице Хорватии. Данных о том, будет ли премьерный показ в Белграде, пока нет. В России фильм, выйдет в день защитника отечества 23 февраля. В Сараево и США премьера уже состоялась. В середине января Анджелину Джоли и Брэда Питта в Овальном зале Белого дома принял Обама. Вот и ищите разделительную черту между фильмом и политикой.

К теме вторжения политики в жизни людей можно отнести и ожидаемый фильм известного британского режиссера Стивена Долдри, «Жутко громко и запредельно близко» по известному роману Джонатана Сафрана Фоера. Но в кино Долдри вопрос стоит иначе: что делать, если политика лишает права на жизнь? Как жить дальше? Оскару 9 лет, и его отец — одна из жертв катастрофы 11 сентября. Маленькое тело под кроватью меньше вселенской боли, которая гудит в ушах, корежит окружающий мир. Можно конечно, щипать себя до синяков. Но лучше выместить боль поисками сейфа, от которого остался секретный папин ключ. Тем более папа вооружил Оскара исследовательскими навыками. Оскар Фойера — наследник по прямой Оскара Шлендорфа из «Жестяного барабана». Он тоже наделен мощным интеллектом, он тоже взрослый ребенок, воспринимающий реальность в отличие от взрослых на обостренном гипер-чувственном уровне. Натурально растерзанной ногтями кожей. И бубен с колокольчиками, с которым он не расстается, такое же выражение своего «я», как жестяной барабан для отказавшегося расти в аду войны мальчика. Когда страшно и непонятно — Оскар звенит бубном, это его личный ритуал самосохранения. Конечно, экранизация Долдри по сравнению с оригинальным, непредсказуемым, основанном на цепком детском взгляде героя, упакована в голливудский лоск. А слезные железы к финалу распухают от бесчисленных нажатий. Но вопрос «что делать, если мир, представляемый монументальной высоткой, необратимо рушится» — не остается без ответа. Что делать? Звенеть бубном.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow