СюжетыПолитика

Она застряла

Территориальные избиркомы пытаются заранее обезопасить участковые комиссии от чересчур честных «решающих голосов»

Этот материал вышел в номере № 16 от 15 февраля 2012
Читать
Территориальные избиркомы пытаются заранее обезопасить участковые комиссии от чересчур честных «решающих голосов»

Четверг, 9 февраля, был последним днем официальной регистрации членов участковых избирательных комиссий (УИК) с правом решающего голоса. В сложившейся системе проведения выборов именно они могут — если захотят — стать главным препятствием в махинациях с протоколами по итогам голосования. Их невозможно удалить с участка, у них больше прав, чем у других членов избиркома, а значит, избавляться от «чужих» необходимо уже на дальних подступах. Истории с формированием комиссий выдержаны в лучших традициях детективного жанра.

Самый большой по численности населения район Москвы — Марьино (220 тыс. человек, 65 избирательных участков). Первый секретарь Люблинского отделения КПРФ Раиса Колотева, перебирая у себя дома с двумя помощниками паспорта и документы представленных партией 65 членов УИК с правом решающего голоса, готовится отправиться в ТИК для подачи заявления. Все это происходит 1 февраля. Именно этот день (до 18.00) определен как последний срок сдачи в ТИК списков предполагаемых членов комиссий с решающим голосом.

«На лестничной площадке я заметила стоявшего к нам спиной элегантно одетого молодого человека, ранее мне не встречавшегося (Раиса Ивановна живет на последнем, девятом этаже уже много лет, жильцов всех знает в лицо. — Д. Х.). Он через плечо, боковым зрением поглядывал на нас. Когда подъехал лифт, незнакомец в спешном порядке сделал звонок. Мы проехали несколько секунд, и вдруг лифт остановился. Диспетчер сообщил, что проблема в перебоях с электричеством и что к нам уже направлен мастер. Мы просидели целый час, лифтер так и не подошел. Хотя идти ему минут пять. Я звонила несколько раз в ТИК и просила зафиксировать ЧП. Со мной была девушка, которая опаздывала на работу к 19.00, я поспешила ее успокоить: не волнуйся, в 18.00, когда закроют ТИК для приема заявлений, лифт обязательно включат. И вправду, где-то в 17.53 лифт заработал, без посторонней помощи, надо заметить», — рассказывает доверенное лицо Геннадия Зюганова.

Позже Колотева выяснит, что проблем со светом в доме на тот момент не было, а в соседних подъездах лифты и вовсе работали в обычном режиме. Занятно, что другому представителю КПРФ, озабоченному судьбой застрявшей коллеги, в диспетчерской района сообщили, что работник в электрощитовой средь бела дня без уведомления жильцов решил произвести работы по замене автоматов.

Следующим препятствием на пути к ТИК стали перекрытые огромными машинами специальной техники единственные две дороги от дома. «Мой дом стоит буквой П, дорога к нему с обеих сторон была перекрыта снегоочистительными тракторами с ковшами так, что движение на этом участке было парализовано. На вопрос: «Что случилось?» — водителям отвечали: «Не знаем». — «Проехать можно?» — «Нет, не велено». — «До какого часа стоять?» — «Не знаем, как прикажут». Видимо, они решили перестраховаться и перекрыть нам дорогу. Но, слава богу, наш шофер не успел к назначенному времени заехать во двор, а ждал нас за углом. Ехать нам до ТИК было пять минут. Как ни странно, дорогу к управе перекрывали с обеих сторон все те же снегоочистительные машины», — рассказывает Колотева. Вся полоса препятствий на пути в ТИК могла бы походить на злополучное стечение обстоятельств, если бы не тот факт, что основное место работы председателя избирательной комиссии — главный инженер ГУП ДЕЗ района Марьино. Управляющая организация как раз занята обеспечением поставки коммунальных услуг, обслуживанием лифтов, очисткой дорог от снега.

В 18.05 секретарь райкома уже была в ТИК. Несмотря на то что рабочий день комиссии заканчивается в 19.00, а прием документов осуществляется до 18.00, председатель комиссии (та самая главный инженер) Валентина Мельникова при виде Колотевой тут же покинула помещение, а секретарь комиссии Нина Григорьева отказалась принимать заявления.

В день регистрации членов УИК Екатерине Енгалычевой, кандидату в депутаты муниципального собрания от КПРФ, неправомерно отказали выдать документы, подтверждающие законность формирования УИКов. «Мы решили проявить настойчивость и наведаться за ними на следующий день после заседания. Пока мы стояли в коридоре, с улицы вошла девушка с вопросом: «Кому сдать протокол и выписку?» К ней тут же подлетела одна из работниц, выхватила бумаги и убежала. Выходит, что прошедшее заседание было фиктивным, а прием протоколов продолжался и после официального дня регистрации членов УИК», — рассказывает она.

Однако в руки члена ТИК с правом решающего голоса от КПРФ попали-таки сведения о назначенных членах комиссии. Из 65 УИКов ему показали документы только на 3, и во всех он обнаружил нарушение: от одного объединения по месту работы выдвигаются по 3 человека. А по закону в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии или иного общественного объединения.

Спустя некоторое время ТИК разрешила коммунистам «донести» заявления. В партии полагают, что это было сделано с целью не раздувать скандал в прессе. Правда, на следующий же день секретарю КПРФ стали поступать звонки от членов УИК, которые, придя в участковые комиссии, обнаруживали, что на их местах сидят другие люди.

В ТИК Новогиреева заседания как такового вообще не было. В день регистрации членов комиссий шесть представителей муниципалитета собрались и все по составу комиссий решили между собой, поставив позже представителей партий уже перед свершившимся фактом. Получилось, что кандидатами по муниципальным выборам (одновременно с президентскими выборами 4 марта пройдут выборы депутатов муниципальных собраний в 125 районах Москвы) идут директора школ, а членами комиссии с решающим голосом — учителя этих же самых школ. А по закону лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, не могут быть членами УИК с правом решающего голоса.

«Мне сказали, что заседание ТИК по утверждению состава участковых комиссий будет в пятницу. Когда я позвонил, оказалось, что оно уже было вчера. Я был на одном таком заседании и могу сказать точно: документов там никто не проверяет. Все голосуют по команде председателя. Когда я стал проверять документы, то обнаружил нарушения избирательного закона представителями «Единой России». Я подал заявление в суд об отмене регистрации двух кандидатов-самовыдвиженцев. Моя апелляция рассматривалась ровно две минуты в Мосгорсуде. Кроме меня, в суд никто не явился, наверное, все знали решение», — рассказывает Алексей Шурлов, кандидат в депутаты муниципального собрания от «Справедливой России».

На заседании ТИК района Бирюлево Восточное по формированию состава избиркомов была отклонена 81 кандидатура. Причина — неправильное оформление протоколов. «Все на основании статей закона, — заявляет председатель комиссии Мария Никишина. — Мы отказали всем «яблочникам» (40 человек), так как у них был общий протокол. Если бы у них имелось по протоколу на каждого члена, как у коммунистов, то такой проблемы, может быть, и не возникло бы. От работы в УИК также отстранен один представитель «Единой России» из-за несоответствия паспортных данных данным протокола».

Половине членов общественной организации содействия развитию гражданского общества «Граждане района» отказали на основании того, что в документах не был указан опыт работы в избирательных комиссиях. «Мы попросили независимых членов ТИК просмотреть документы всех зарегистрированных членов УИК. Оказалось, что опыт работы не был указан ни у кого», — сообщил член организации Дмитрий Шабалин. Другой представитель организации, Алексей Киселев, связывает отказ в регистрации с активной деятельностью «Граждан района» на прошлых выборах. «На нас уже пыталась выйти управа и договориться. В обмен на то, что мы поможем провести президентские выборы «как надо», нас обещали избрать депутатами муниципального собрания», — сообщает он.

Партия «Яблоко» направила более 300 человек в участковые комиссии Москвы. В основном это те активные наблюдатели, которые выявили наибольшее количество нарушений на прошлых выборах. Но большинству из них в регистрации было отказано. Точной статистики у «яблочников» пока нет, в ТИКах отказываются выдавать им решения об отказе. Ссылаясь на нормы Избирательного кодекса Москвы (какое отношение региональный закон имеет к президентским выборам?), комиссия предъявляет претензии к оформлению направлений.

«Дело в том, что московский закон требует предъявления выписки протокола заседания регионального совета о направлении кандидатов, а закон о федеральных выборах, выборах в президенты допускает предъявление решения руководящего органа региональной организации. Поскольку выборы предстоят федеральные, а не только муниципальные, мы посчитали, что этих документов будет достаточно. Решение об отказе мы считаем политически мотивированным», — уверен пресс-секретарь партии Игорь Яковлев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow