СюжетыЭкономика

Точка невозврата

История одного кредита, из-за которого Сбербанк может потерять более полумиллиарда рублей

Этот материал вышел в номере № 17 от 17 февраля 2012
Читать
История одного кредита, из-за которого Сбербанк может потерять более полумиллиарда рублей

Виталий ПОТЕХИН

Это в теории ты занимаешь чужие деньги на время, а отдаешь свои и навсегда. В российской же практике некоторые предприниматели умудряются не вернуть кредит, вывести свои активы из-под залога, да еще и успешно судиться с банком, нисколько не пугаясь возбужденных против них уголовных дел. История значима еще и потому, что потерять более полумиллиарда рублей может Сбербанк, традиционно крупнейший в России по количеству вкладчиков.

Впрочем, предпринимателя Городнова и его фирму в Нижнем Новгороде тоже неплохо знают — не первый год торгует канцтоварами, оргтехникой, офисной мебелью. Покупатели, наверное, и не знают, что у магазинов под прежними вывесками сменились хозяева. Хотя, по сути, группа лиц, связанных с Городновым, и сейчас контролирует бизнес, несмотря на сложные с юридической точки зрения перестановки, главная цель которых — не возвращать деньги Сбербанку.

Судились два товарища

Итак, в 2009 году ЗАО «Алтэкс-группа компаний», основным акционером которого выступал Городнов, перестало обслуживать кредит «Сбера» якобы из-за кризисных явлений в экономике. В отношении компании была возбуждена процедура банкротства, ее крупнейшим кредитором (527 млн руб.) оказался Сбербанк. Теоретически активов, которыми обладала фирма Городнова — а это сеть магазинов, торгующих канцелярией, компьютерами и т.д., — было бы достаточно, чтобы расплатиться.

Изображение

Однако в ходе судебных разбирательств выяснилось, что эти площади Городнову уже не принадлежат. Потому что часть кредита, полученного от Сбербанка, он потратил на полное досрочное погашение займов РайффайзенБанка и Нижегородпромстройбанка. Накануне введения процедуры банкротства. Зачем? Да потому что у этих банков в залоге была торговая недвижимость ЗАО «Алтэкс-группа компаний». Погасив кредит и сняв таким образом обременение, Городнов продал здания структурам, которые контролирует его давний знакомый Корнилов (тот самый адвокат, которого Городнов в своем письме премьеру сравнивает с Магнитским). Причем по балансовой стоимости, не имеющей никакого отношения к реальной, рыночной.

Казалось бы, схема слишком примитивна, чтобы работать, ведь Корнилов был членом совета директоров ЗАО «Алтэкс-группа компаний», а значит — речь шла не о продаже, а о простом выводе активов внутри одной группы лиц, и в суде это было бы легко доказать. Однако товарищи придумали интересную схему. Корнилов подал в суд, утверждая, что и знать не знал о своем членстве в каком-то совете директоров, а всеми делами компании единолично управлял Городнов. И Городнов признался: да, было такое. Суд был вынужден удовлетворить иск Корнилова и фактически признать его самостоятельным бизнесменом, никак с Городновым не связанным.

А дальше выяснилось, что он, оказывается, еще и кредитор ЗАО «Алтэкс-группа компаний». Да, пусть на скромную сумму в 1,5 млн рублей, но это дает ему право участвовать в процедуре банкротства наряду с тем же Сбербанком. И Корнилов пользуется своим правом сполна. Хотя, казалось бы, себе во вред. Потому что регулярно оспаривает любые действия «Сбера» по поиску и включению в конкурсную массу активов Городнова. Например, блокирует вопрос о признании незаконной расплаты с другими банками-кредиторами прямо накануне банкротства.

В кругу друзей

Казалось бы, всем очевидно, что у Корнилова здесь конфликт интересов — ведь он смог «купить» торговые площади только после того, как они были выведены из-под залога.

Всем, но только не конкурсному управляющему Вдовину. Напомним, что по закону человек на этой должности обязан работать в интересах всех кредиторов, однако если изучить материалы арбитражных процессов, выясняется любопытная деталь. Вдовин практически всегда оспаривал требования Сбербанка, зато неизменно шел навстречу пожеланиям Городнова и его компаньонов. И вообще старался максимально быстро закончить процедуру банкротства — с декабря 2009 года. Мол, нет ничего у Городнова и искать не надо, забудьте, кредиторы, про свои деньги — и разбежимся.

Вообще говоря, странно, что конкурсным управляющим был назначен Вдовин — давний знакомый Городнова и Корнилова. Сбербанк на него, естественно, жаловался и требовал отстранить его от процесса. Но ни местные суды, ни саморегулируемая организация (СРО) — Ассоциация арбитражных управляющих ЦФО — доводов банка не услышали. Ну, со СРО все более-менее ясно: Вдовин ее возглавляет. А вот суды…

В коридорах этих судов представители Сбербанка неоднократно слышали от оппонентов фразы вроде: «Это Нижний Новгород, ребята. Ничего здесь у вас не выйдет». И пока, действительно, не выходит, потому что судьи, в свою очередь, почему-то склонны прислушиваться к тому же Вдовину, и если бы не юридически сильная позиция «Сбера», процесс и вправду давно закончился бы.

А вот правоохранительные органы смотрят на ситуацию совсем иначе. В отношении Городнова, Корнилова и ряда других должностных лиц ЗАО «Алтэкс-группа компаний» было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере). Из ГУВД Нижегородской области дело было передано в Следственный комитет — и группе товарищей были предъявлены обвинения.

Нижегородские суды отпустили их под залог, что, безусловно, гуманно и разумно. Один вопрос — откуда у экс-предпринимателя Городнова, официально живущего на зарплату 12 тысяч рублей в месяц, оказался по случаю миллион рублей, чтобы выплатить залог, и почему этот миллион раньше не нашли судебные приставы и не включили в конкурсную массу?

Кстати, Следственным комитетом было возбуждено еще одно уголовное дело — по факту неуплаты налогов ЗАО «Алтэкс-группа компаний». То есть Городнов должен еще и бюджету — 71 миллион рублей. Следовательно, требуя вернуть торговые площади в конкурсную массу, «Сбер» по факту бьется не только за себя, но и за интересы государства. А вот арбитражный управляющий Вдовин в суде спорил с налоговой инспекцией, защищая интересы якобы кредиторов, а по сути — Городнова.

Возможно и третье уголовное дело — уже по легализации похищенных денег (разумеется, в том случае, если в суде удастся доказать эпизод с мошенничеством).

Занял — верни!

Однако Городнова и компанию это почему-то не смущает. И вместо того чтобы вернуть деньги Сбербанку, они, как это ни парадоксально, пытаются получить от него еще — через суд.

Каким образом? Кредитор Корнилов посчитал, что РайффайзенБанку и Нижегородпромбанку Городнов досрочно погасил кредиты совершенно правильно, а вот возвращать долг Сбербанку по ранее взятым ссудам (на 750 млн рублей) он не должен был. Мол, это ухудшило финансовое состояние ЗАО «Алтэкс-группа компаний», ущемило его, Корнилова, права как кредитора.

Если на секунду представить себе, что суд прислушается к доводам Корнилова (что, конечно, было бы юридической катастрофой), то Сбербанку придется сначала из своих средств внести в конкурсную массу 750 миллионов рублей, потом, возможно, получить из нее 527 миллионов, и уже в новом процессе судиться с Городновым и Корниловым.

Впрочем, этот иск скорее похож на отвлекающий маневр, чтобы затянуть основной процесс и заставить оппонентов тратить силы на то, чтобы отбиваться от абсурдных обвинений.

А ведь Сбербанку приходится еще и оспаривать решение суда, в соответствии с которым Корнилов был признан не связанным с г-ном Городновым бизнесменом.

Конечно, такие процессы отнимают много сил, времени и немало — денег. Однако и вести себя по-другому банки не могут.

Ведь Городнов далеко не единственный среди тех должников, которые, ссылаясь на кризис, выстраивают схемы, позволяющие не возвращать кредитные деньги. Таких примеров по стране масса. Особенно они популярны в регионах, где многие местные предприниматели исторически имеют тесные связи с местными чиновниками, правоохранителями, судьями. И это позволяет им удивительным образом противостоять крупным федеральным банкам даже в тех случаях, когда закон и здравый смысл очевидно на стороне банкиров.

Такая «феодальная раздробленность» вредна в масштабах экономики в целом, потому что правило «занял — верни» должно эффективно работать по всей стране. Ведь за банками стоят честные кредиторы, а главное — вкладчики.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow