Сюжеты

Варвара ФАЭР: Когда услышала по «Евроньюс», что пьеса вряд ли будет поставлена в России, я ужасно возмутилась

Режиссер спектакля «БерлусПутин» в «Театре.док» — об аншлагах из желающих почувствовать себя гражданами

Этот материал вышел в № 21 от 27 февраля 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Людям не все равно, многие научились артикулировать мысли о происходящем в стране, инстинкт потребления в большой степени удовлетворен. На интернет-опросы: «Если вы знаете заранее, что можете быть арестованы, вы готовы выйти на несанкционированный митинг?» — большинство отвечает, что готовы подставлять свои ребра под дубинки и идти в камеры, потому что так, как есть, не будет, — таково сегодня состояние общества

Фото: Юлия Балашова – «Новая»

Играть в спектакле «Сентябрь.док», построенном на интернет-высказываниях после теракта в Беслане,психологически было очень сложно: спектакль не предлагал выхода, в нем не было никакого просвета, он был наполнен потоками грязи сознания людей, в режиме анонимности наслаждавшихся своим равнодушием. Он завершался фразой из чата: «А мне всё по фигу». Такова была позиция человека интернета в отношении теракта в 2004 году. Выдержать эту выявленную режиссером Михаилом Угаровым позицию я не смогла и ушла из спектакля.

Сейчас всё другое. Людям не все равно, многие научились артикулировать мысли о происходящем в стране, инстинкт потребления в большой степени удовлетворен. На интернет-опросы: «Если вы знаете заранее, что можете быть арестованы, вы готовы выйти на несанкционированный митинг?» —  большинство отвечает, что готовы подставлять свои ребра под дубинки и идти в камеры, потому что так, как есть, не будет, — таково сегодня состояние общества. Помимо логичных этапов взросления общества у оппозиционных демонстраций есть и какие-то иррациональные причины: произошедшее в декабре по-прежнему кажется чудом.

Помню 90-е. Было ощущение, что происходит расчистка пути руками порядочных людей от власти одних негодяев для других. Участвовать не хотелось. Сейчас ощущение, что от меня лично многое зависит.

О пьесе нобелевского лауреата Дарио Фо «Двуглавая аномалия» (написана в 2003-м) я узнала от коллеги по «Театру.док». Фо, самый популярный из ныне живущих итальянских драматургов, считается крайне левым радикалом, и его политическая направленность для многих в Италии как красная тряпка для быка. В «Двуглавой аномалии» мне показалась интересной завязка: из двух политиков-друзей, Путина и Берлускони, сшили одного, и этот гибрид стал править Италией. В итальянском посольстве нашли массу причин, почему меня нельзя связать с Дарио Фо, потом предложенные посольством «лучшие переводчики страны» отказывались один за другим от перевода примерно с такой формулировкой: «Я перевожу Гольдони и Гоцци, а вы мне предлагаете перевести какую-то сомнительную агитку!» Помогли энтузиазм и контакты переводчиков Светланы Беловой и Паоло Грузовина: Паоло живет в Москве, прекрасно знает русский, сотрудничает с театром Погребничко, занимается Достоевским. Добытый текст пьесы оказался тезисным — это был план импровизации для Дарио Фо и его жены, актрисы Франки Раме. Переведенная Светланой запись спектакля Фо и Раме подтолкнула меня к изучению политической жизни Италии, а потом и России. Ядля себя проясняла многие вещи и в результате сформировала свою гражданскую позицию: изучив политическую жизнь страны, создать спектакль о ее политическом лидере. Надо сказать, что кроме переводческих сложностей и расстройства, что не можем показать спектакль всем многочисленным желающим, у «Театра.док» пока не было особенных проблем. Разве что с типографией — отказались печатать афишу спектакля. У Дарио Фо было больше сложностей: у спектакля не было постоянной площадки, а когда видеозапись показывали на маленьком кабельном канале ATLANTIDE.TV, трансляция шла без звука. Но рейтинг канала все равно вырос до небес. После этого итальянские газеты писали о том, что Фо победил цензуру.

Журналисты все время спрашивают: не боитесь, что ударят трубой по голове, закроют, посадят? Еще никто не угрожал, не шантажировал, не обещал неприятности, а люди уже заранее боятся. Это мое первое политическое высказывание в театре, и мне было очень интересно работать. Когда я услышала по «Евроньюс»: жаль, что эта пьеса вряд ли будетпоставлена в России, — я ужасно возмутилась. Если чего-то нельзя, сразу этого хочется. Всё, что от меня зависит, я буду делать. Это мое твердое намерение.

Задача передо мной стояла в первую очередь исследовательская. Приходилось изучать и сопоставлять личности Путина и Берлускони. У обоих комплекс: хотят быть молодыми и крутыми — а поезд уже ушел. Жаждут любви публики, хотят перед этой публикой постоянно красоваться. Изворотливы, цепляются за власть: Берлускони по принципу «Его в дверь, а он в окно», а Путин по поговорке «Писай ему в глаза, всё божья роса». Оба неоднократно нарушали закон, оба искали пути ухода от ответственности. Оба по-свински обошлись со своими женами.

Приходилось постигать принцип импровизации Дарио Фо и Франки Раме. Они оба — люди политизированные. Создавая свои импровизационные спектакли, они стояли на твердой платформе, мне и актерам такую платформу пришлось создавать заново, все время анализируя: а почему Дарио сказал то и это, что имел в виду и почему именно в данный момент ему такое приходит в голову? Приходилось исследовать компрометирующие материалы на Путина: начиная с докладов Марины Салье о разворовывании средств Петербурга в начале 90-х и кончая сплетнями о заточении в монастырь Людмилы Путиной и связи Путина с Кабаевой.О Берлускони мы говорим не так много, в основном то, что о нем знает большая часть публики: падок на нимфеток, связан с мафией. Также и Дарио Фо рисует портрет Путина в итальянском варианте общими штрихами: дела в Чечне, хорошо смотрится в кимоно, повсюду ездит со своей тайной подругой. Я постаралась сделать спектакль таким, чтобы он заражал ощущением: «Я гражданин!»

По работе в кино я много сталкиваюсь с умными, начитанными, самостоятельными людьми. Построить их в колонны даже ради корпоративной выгоды практически невозможно. Они могут согласиться с доводами разума, и объединивший разных людей довод известен: выборы должны быть честными. Гражданское сознание растет стремительно, и многие мои знакомые, которые колебались и чувствовали себя в стороне, теперь рисуют плакаты, ходят на митинги, ездят по Садовому с белой атрибутикой и стоят кольцом. Есть понимание, что от каждого зависит будущее. Градус недовольства в обществе таков, что реакция превращается в цепную, — революционный дух и чувство собственной гражданской значимости вселились не только в меня, нас таких на Якиманке было больше 100 тысяч.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera