СюжетыПолитика

«Пока это все, что мы можем сообщить»

Этот материал вышел в номере № 22 от 29 февраля 2012
Читать

«Сегодня на нашего кандидата было совершено покушение. Неизвестный подплыл к нашему кораблю на надувном матрасе, проник на корабль и пытался вот этими ножницами лишить Игоря Владимировича самого дорогого. Жизни. Игорь Владимирович, пользуясь одному ему известными приемами самообороны, обезоружил нападавшего, но получил травму лицевой части головы об стул. А киллер спрыгнул с корабля и уплыл в неизвестном направлении. Пока это все, что мы можем сообщить».

(«День выборов», 2007 г. Авторы сценария — Сергей Петрейков, Москва; Леонид Барац, Ростислав Хаит, Одесса)

Кровь за кровь?

…4 января нынешнего года, в Одессе, на улице Тираспольской, в доме номер 24, типичной «вороньей слободке» в два этажа, прогремел взрыв и вспыхнул пожар. Пожарные с милицией, прибывшие на вызов, обнаружили в квартире труп мужчины. Второго, сильно обгоревшего, но живого, увезли в ожоговый центр городской больницы №10. Причиной несчастья в оперативных сводках назвали неосторожное обращение с бытовым газом. Установили и личности погорельцев: погибший, 26-летний гражданин России, уроженец Чечни Руслан Мадаев, тот, кого госпитализировали, — Илья Пьянзин, 29-летний гражданин Казахстана. С ними в помещении находился еще и третий, который успел выскочить на улицу и в суматохе скрыться, — о нем вспоминала под телекамерами напуганная, но бдительная соседка.

Изображение

Правда, вскоре одесские журналисты узнали: у палаты Пьянзина несут круглосуточное дежурство бойцы спецподразделения «Беркут», а посещают его высокие милицейские чины вроде заместителя начальника ГУ МВД Украины в Одесской области Дмитрия Фучеджи. Как-то слишком серьезно для уголовного дела по статье за умышленное уничтожение имущества!

Через некоторое время МЧС пришлось откорректировать предположение насчет причины чрезвычайного происшествия. Газовая колонка и плита с кастрюлями, которые попали в телевизионные сюжеты, остались целыми и невредимыми… Зато в прессу по милицейским каналам потекла информация иного свойства. В «вороньей слободке» были найдены компоненты самодельного взрывного устройства с дистанционным управлением, рации, а также ноутбук с сотнями снимков. Фиксировались наиболее людные и посещаемые места Одессы: Дворец спорта, Театр музыкальной комедии, торговый центр «Афина». Примечательно, что иной ответственный источник вместо ноутбука называет обычную туристическую карту города с соответствующими пометками.

Еще сообщали о нескольких загранпаспортах на разные фамилии с вклеенными фото Мадаева и Пьянзина, радикальной исламистской литературе и даже о снимках этих «туристов» явно из каких-то горячих точек на Северном Кавказе.

Приказ: живых не брать!

В конце сентября 2011 года Одесса ощутила, что такое боевые действия на улицах города с применением автоматов Калашникова и бронетехники. Местная милиция и ГАИ, получив «сигнал» от коллег, преследовали на трассе преступников, за которыми, как предупреждали, тянулась череда заказных убийств в Украине и России. Почему людей отправили на опасную операцию без бронежилетов и с травматическим оружием, позже станут выяснять с пристрастием на разных уровнях. Но результат оказался жуткий. Двое милиционеров погибли, четверо — получили ранения, киллеры скрылись. Их выследили в частном пансионате в районе Большого Фонтана. На предложение сдаться бандиты ответили ураганным огнем. И тогда сводный батальон в составе одесского спецназа, внутренних войск и группы антитеррора СБУ «Альфа», прилетевшей из Киева, получил карт-бланш. Никаких водометов, дымовых гранат или слезоточивого газа, никакой эвакуации жителей близлежащих домов — пальба и штурм пять часов кряду!

Хотя один из подозреваемых, Аслан Дикаев, после неудачной попытки прорыва уже собирался обменять собственную свободу на жизнь. На выложенном в сеть любительском видео он, распластанный, с простреленными ногами, молит о пощаде. Но снайперы добивают лежачего Дикаева. Его напарника, Хасана Хадисова, смерть настигла внутри здания. Остальных пятерых участников группировки задержали на съемной квартире: оружие, кило золота, более 50 тысяч долларов…

Газета «Свободная Одесса», детально описавшая драму, заметила: «Неофициально силовики признают, что во время инструктажа перед штурмом отеля «Особняк», в котором укрылись подозреваемые чеченцы, им дали приказ: живых не брать». Но милицейское начальство еще долго доказывало бы практическую невозможность пленения Дикаева, если бы корреспондент «Свободной Одессы» не проник… в морг, не сфотографировал там мертвое обнаженное тело и не констатировал: ранения были не смертельные. За исключением ранения в область сердца, что сильно напоминает «контрольный выстрел». «К сожалению, мы пока не располагаем фотографией убитого в положении со спины», — сокрушалась «Свободная Одесса». Впрочем, «творческую удачу», даже не прикрывая глаза и гениталии покойного, растиражировала часть изданий в Украине с пометкой: «Кадр содержит насилие».

Дальнейшие медиаоткрытия тоже носили ошеломляющий характер. Журналисты киевской газеты «Сегодня» пообщались с братом убитого, Адамом Дикаевым, который сообщил: Аслана нельзя называть бандитом или боевиком, поскольку он некогда служил в батальонах Минобороны РФ «Восток» и «Запад», а затем — в уголовном розыске Чечни! И предъявил в качестве «вещдоков» медали и грамоты младшего сержанта Дикаева за участие в контртеррористических операциях во время второй чеченской войны. А в Украину, мол, его пригласили для выполнения неких секретных специальных заданий по линии МВД. «В последнее время брат разочаровался в своих «работодателях», собирался покинуть страну и говорил, что ему не позволят это сделать, уничтожат. Потому милиция за ним охотилась», — утверждал Адам Дикаев.

Что именно поручалось родственнику, он толком не знал. Впрочем, вспомнил эпизод. «Мы проезжали мечеть в центре города (на улице Ришельевской.О.М.), и Аслан показал рядом: «Вот самый крутой ресторан города. Недавно я его «подогнал» одному из начальников местной милиции (вероятно, тут называлась фамилия.О.М.)».

Громкая во всех смыслах история, похоже, стала последней каплей и стоила должности министру внутренних дел Украины Анатолию Могилеву. Президент Виктор Янукович поделился тревогой на заседании кабмина: «Сегодня правоохранительные органы дают информацию, что идет скупка оружия в стране и подготовка к вооруженным нападениям на органы власти». МВД подтвердило изъятие в 2011 году из незаконного оборота 2781 единицы огнестрельного оружия. Но с оговоркой: «Сейчас правоохранители выясняют истинные намерения этих людей».

Президента возмутил растянутый во времени процесс и нечеткость выводов. Ведь, например, сторонники Юлии Тимошенко, нагнетающие протестную ситуацию в стране, давно уже заслужили звание террористов!

Куда зарыли «бомбу»?

Новый министр, Виталий Захарченко, учел ошибки предшественника. Отныне в местах, где пахло порохом бандитских и коррупционных разборок, милиция стала улавливать запах политики. Еще лучшим обонянием обладал новый шеф СБУ Игорь Калинин, в начале карьеры довольно долго служивший в Москве, в аппарате КГБ СССР. Да и уступивший Калинину пост генерал армии Валерий Хорошковский (ныне — первый вице-премьер правительства) тоже до сих пор гордится причастностью к «общему гнезду» российских, белорусских и украинских чекистов. Не раскрыть этими силами какой-нибудь достойный заговор — себя не уважать.

…После 4 января во все отделения милиции Одессы и медицинские учреждения поступили ориентировки на некоего Адама Осмаева, 31-летнего уроженца Грозного. Осмаев, как указывалось в документе, разыскивался в связи с причастностью к совершению преступления на Тираспольской, 24, и, «возможно, получил ожоги в области паха и конечностей», когда бежал из горящей «вороньей слободки».

В начале февраля квартиру, которую снимали отец и сын Осмаевы (ФСБ называет Адама Осмаева организатором покушения на Рамзана Кадырова в мае 2007 года), взяли, вычислив по телефонному звонку, бойцы украинских спецслужб и российский спецназ. Обошлось без жертв. Сотрудник УМВД Украины в Одесской области рассказал тогда в интервью «Комсомолке», что за квартирой круглосуточно наблюдали неделю, «но штурмовать не спешили — ждали российских коллег. Собственно, именно они спланировали активную фазу операции. Более того, по нашей информации, в город прибыла еще одна группа чеченских боевиков. Возможно, в ближайшие дни и они окажутся в наших руках».

Хотя очередную, третью по счету группу террористов, ловить уже не пришлось. «Бомба» взорвалась утром 27 февраля, в репортаже Первого канала. Оказалось, Илья Пьянзин, подлечившись в одесской больнице, дал признательные показания: убить собирались Путина! Адам Осмаев (лицо и руки заметно изуродованы) тоже не стал запираться. И «по-журналистски» сформулировал преступную задачу от Докку Умарова: «Дедлайн был после выборов президента России». Подробности злодеяния, которое удалось предотвратить благодаря слаженным действиям силовиков двух братских стран, сыпались со стороны российского государственного телевидения с нездешней щедростью.

Зато Марина Остапенко, руководитель пресс-службы СБУ, в интервью украинской службе Би-би-си заявила дословно следующее: «6 февраля была информация о задержании мужчины. Но мы о Путине ничего не говорили, потому что мы… Я не знаю, как сказать. Я подтверждаю, что мы совместными усилиями 6 февраля задержали мужчину в Одессе, одного из членов группировки, а россияне работали на своей территории, поскольку они еще кого-то задержали, какую-то взрывчатку нашли там у себя». Ясности делу, признаюсь, подобный комментарий не прибавил — скорей, наоборот.

Игорь Скуртов, руководитель пресс-центра управления СБУ в Одесской области, успокоил родной город у моря: «В самой Одессе задержанные теракт не планировали, они просто пережидали здесь». Чтобы везти в Москву, за две тысячи километров, через государственную границу, самопальное взрывное устройство? Связи между изготовлением «адской машинки» и местью за Дикаева — то ли наемного убийцы, то ли «помощника милиции», изрешеченного пулями украинского спецназа и волею СМИ выставленного на поругание после гибели, — господин Скуртов не наблюдал.

В телефонном разговоре с корреспондентом «Новой» Марина Остапенко посоветовала потерпеть до брифинга руководства и задать все вопросы. Однако на сайте Службы анонс брифинга в понедельник так и не появился. Мало того, там вообще отсутствовало упоминание об операции.

Зато Александр Скибинецкий, экс-заместитель главы СБУ, ныне председатель подкомитета Верховной рады по вопросам государственной безопасности и член фракции БЮТ, по просьбе Би-би-си высказал отношение к «информационной бомбе»: «Я считаю, это однозначно связано с выборами президента. Когда обнародуется материал относительно работы спецслужб, то принимается политическое решение. Нынешнее политическое решение было связано с приближающимися выборами в России. Потому я склонен считать, что это чисто политическая акция». Также Скибинецкий заметил, что у него «есть потребность узнать, на каких основаниях задержанные лица (вероятно, речь идет об отце и сыне Осмаевых.О.М.) объявлялись в международный розыск. Это криминальные преступники или что-то другое? Ведь суда не было».

В Генпрокуратуру Украины также пока не поступили от российских властей документы на экстрадицию террористов — это подтвердил начальник пресс-центра ГПУ Юрий Бойченко. Значит, Осмаевы до сих пор находятся в следственном изоляторе СБУ? Их допрашивают украинские следователи?

Парламентарий из провластной фракции, остроумный одессит (фамилию договорились не указывать.О.М.), рассуждал: «Российская и украинская стороны могли договориться обменять дешевый газ на нужную информацию. Но в момент озвучивания наши дрогнули. И все пошло не в унисон. В РФ новость о чудесном спасении кандидата Путина раскручивается вовсю, а в Украине — еле-еле. Нет, не видать нам газовой скидки!»

…Пользуясь случаем, предлагаю еще привлечь в качестве соучастников подготовки предотвращенного теракта сценариста Петрейкова из Москвы и его подельников Бараца и Хаита из Одессы. Свой «День выборов» они выпустили в прокат в 2007 году. С той поры электорат буквально умирал от смеха. И взрывчатку под железнодорожную ветку в сторону «Внуково» заложили, прошу обратить внимание на слова пресс-секретаря российского премьера Дмитрия Пескова, тоже в 2007 году. Только сейчас ФСБ, сверяясь с рисунком задержанного Осмаева, ее нашла и обезвредила. А сценаристы ведь по-прежнему на свободе и способны написать очередную пьесу!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow