СюжетыОбщество

«Открыто обсуждали в узком кругу»

Виктор Янукович считает, что ему «не стыдно смотреть людям в глаза» после двух лет президентства

Этот материал вышел в номере № 22 от 29 февраля 2012
Читать
Виктор Янукович считает, что ему «не стыдно смотреть людям в глаза» после двух лет президентства

Телевизионное интервью по случаю такого события длилось более полутора часов. Шло оно в записи, хотя журналисты, ведущие политических ток-шоу — Андрей Куликов, Савик Шустер и Евгений Киселев, — имеют огромный опыт общения в прямом эфире. В данном формате их мастерство должно было лишь подчеркнуть масштаб Виктора Федоровича. Выступать по старинке, с докладом о проделанной работе, президенту Украины уже не комильфо, но и рисковать с экспромтами рано.

Янукович показал себя полиглотом, свободно переходившим в ответах (взаимная конкуренция Шустера и Киселева достигла апогея!) с русского языка на украинский. А Куликову посоветовал «не обижать избирателей» — мол, Партия регионов и он лично, как лидер, побеждают еще с 2004 года, и всегда честно, без подтасовок. (Фальсификации, ставшие поводом к Майдану, после чего к власти пришел Виктор Ющенко, ныне действующий глава государства отрицает.) Поэтому уже сейчас, заметил Виктор Янукович, «я имею право думать о втором сроке, но для этого надо хорошо поработать». (Очередная президентская кампания в Украине состоится в 2015 году.)

О чем еще сказал Янукович? О том, что слухи относительно скорой смены премьера Николая Азарова, представителя советской экономической школы, на молодого реформатора лишены оснований. «Мы очень открыто эту тему обсуждали в узком кругу. И пришли к решению, что подобный шаг ослабит правительство, а значит, ослабит и страну».

Весьма пространный комментарий прозвучал на тему перспектив Юлии Тимошенко. В тот же день, несколькими часами ранее, оппозиция заблокировала работу Рады, требуя немедленной встречи с президентом. Соответствующая резолюция ПАСЕ предписывала украинской власти сделать все возможное для того, чтобы политики, находящиеся за решеткой, приняли участие в парламентских выборах в октябре 2012-го. Теперь фракция БЮТ могла свободно апеллировать к телевизору.

«Кто в Украине от этого вопроса (о Тимошенко.О. М.) пострадал или больше всего пострадает? — строго спросил Янукович у журналистов, сидящих с ним за одним столом, и не стал дожидаться ответа. — Больше всего достается мне. Очень заинтересован найти решение». Только возможности пока нет. Свои чаяния Виктор Федорович связывал с новым уголовно-процессуальным кодексом, который намерены скоро принять. «У нас всего 2 процента оправдательных приговоров в стране. Это неправильно! Искалеченные судьбы, ужас… По оценкам международных экспертов, в Украине примерно 35 процентов приговоров судов должны быть оправдательными».

Однако Тимошенко отбывала семилетний срок и одновременно находилась под следствием по другому делу в рамках действующего УПК. «А что дальше может быть? А дальше может быть помилование, — объяснял Янукович. — Оно начинается с заявления человека, который осужден, с обращения к президенту. У президента есть комиссия, и я убежден, что мы обязаны по Конституции рассмотреть и принять решение. Тогда этот вопрос будет ко мне».

С учетом известной позиции Юлии Тимошенко, категорически не признающей себя виновной и отвергающей возможность подобных просьб, лидеру БЮТа остается лишь вариант «Искалеченная судьба, ужас…».

Тема предстоящих выборов в России тоже оказалась для Януковича чувствительной. Добавили перцу несколько украинских каналов. Они показали фрагменты ролика, агитирующего за Путина, где без труда узнавался и президент Украины — в фартуке, у плиты, с обиженно поднятыми бровями: ему под кастрюлей с борщом выключили дешевый газ… Поэтому на реплику Киселева о «непростых взаимоотношениях с самым вероятным претендентом на пост президента РФ» Виктор Федорович отреагировал симметрично: «Мысли самого вероятного претендента на пост президента России не читаю!» Но уточнил: «У нас есть вопрос, где мы сошлись в конфликте интересов, — газовый. Если его убрать, то все хорошо».

Впрочем, дальше президент вступил в дискуссию с собой: «Простыми отношения России и Украины не были никогда. Как говорится, спать рядом с медведем спокойно нельзя. Когда мы пошли по пути сокращения потребления газа — это был крик души: нам тяжело. Но мы и впредь продолжим отстаивать национальные интересы, поскольку считаем, что для нас справедлива европейская цена, не дороже 240—250 долларов за тысячу кубометров. Компромиссов тут не будет. А то, что в предвыборном штабе Путина с агрессией говорят (журналисты вспомнили пассаж Говорухина о «начале конца» Украины.О. М.), — политическая болтовня. Закончатся выборы в России, и мы будем встречаться на уровне президентов, больше нельзя тянуть».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow