СюжетыКультура

Мария ЛЮБИЧЕВА: «Панки с гражданской позицией — это нормально»

Солистка группы «Барто», не раз выступавшей в защиту Химкинского леса, готова сопровождать песней движение к свободе

Этот материал вышел в номере № 24 от 5 марта 2012
Читать
Политическую ситуацию мы переживаем творчески. В российской культурной традиции для панков никогда не было проблемой петь остро и зло о политике, начиная с «Гражданской обороны» и заканчивая ПТВП. В мировом панк-роке — куча примеров музыки с гражданской позицией. Из последних групп, которые напрямую с этим связаны, — Atari Teenage Riot.
Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»
Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

Политическую ситуацию мы переживаем творчески. В российской культурной традиции для панков никогда не было проблемой петь остро и зло о политике, начиная с «Гражданской обороны» и заканчивая ПТВП. В мировом панк-роке — куча примеров музыки с гражданской позицией. Из последних групп, которые напрямую с этим связаны, — Atari Teenage Riot.

Нас, как и Василия Шумова, волнует отсутствие смысла и содержания в русскоязычной музыке, отсутствие в текстах гражданской позиции, поэтому мы участвовали в первом сборнике «Содержания». Хорошо, что Шумов развивает проект, в котором люди могут записать свои песни остросоциального содержания, — эта тема в какой-то момент волнует всякого музыканта, и люди знают, куда им пойти.

Есть жестокость и правда в том, что участники протестного движения не связывают финансовое благополучие последних лет с работой правительства — в большой степени «тучные годы» были связаны с ситуацией на мировых рынках. Взаимоотношения между людьми и государством становились все более иллюзорными, обещания демократически развивающегося общества — все более неубедительными. Нас («Барто» — это Алексей Отраднов — тексты, Евгений Куприянов — синтезаторы, вокал и я) всегда это волновало, мы пели и поем об этом, и со временем на наших концертах людей становится все больше — люди не хотят быть механизмом, которому сказали, чем заниматься.

Еще пару лет назад в каждом городе мы находили человек по сто, готовых с нами согласиться. Сейчас количество таких людей увеличилось в разы, за несколько лет повсеместно состоялось множество фестивалей и съездов активно настроенных людей. Для нас очевидно, что люди просыпаются. Оппозиция приложила много усилий, чтобы расшевелить народ, и отклик на эти действия очень широкий. Главный результат, который никак при всем желании не получится передернуть, — выход людей на улицы на следующий день после выборов. Наглость была настолько очевидной, что люди вышли на площадь.

Идея честных выборов самоценна и привлекательна по сравнению с лозунгом «Путин, уходи!». В дни декабрьских митингов мы ездили с концертами по Украине, пели для местных леваков — мы хотим именно через музыку выражать свою позицию. Мы хотим петь и ходить на выборы. Я как гражданин готова принимать участие во всех политических акциях, но не хочу себя в этих случаях маркировать специально. А в клубе на вечеринке оппозиции всегда с удовольствием выступим — без проблем.

Протестное искусство должно быть интересным, обращать на себя внимание. Оно изначально дискомфортно и не дойдет до зрителя, если он не порассуждал самостоятельно. И мы рады, что все большему количеству людей это нравится. А нас всегда волновал человек рядом — не зомбированный политической ситуацией или обществом потребления, просто потому, что нас волнует качество окружающей человеческой среды. Мы протестовали против человека, замещающего способность и желание думать покупками, и протестуем против человека, равнодушного к своей судьбе гражданина. Нам не все равно, какое решение человек принимает для себя сам, и поем для того, чтобы выбор человека, каким бы он ни был, был сознательным. Если человек голосует за Путина, пусть он для себя хорошо понимает почему. Не за 500 рублей, не повторяя за другими слова про «оранжевую угрозу», а самостоятельно понимая — почему. Смешно ужасно, но получается, что мы такие просветители и воспитатели — со своими-то песенками про полковника КГБ, Че Гевару, «Готов» и альбомом «Ум, честь и совесть», хотя гражданские песни не составляют весь наш репертуар.

Думаем, что делать дальше. Поле протестного движения сейчас неисчерпаемо, но мы не будем на нем замыкаться. Будем искать новые формы музыкального языка — за рамками «Барто» записываем несколько проектов, накопилось много музыкального материала. Альбом, который выйдет в ближайшее время, называется «Привет, тоталитаризм!», но там не будет ни одной нашей политической песни — это альбом каверов песен русского андеграунда — «Краденое солнце», «Комитет охраны тепла». Осенью будем писать авторский материал «Барто» — там будет много социалки и ощущения конца света, присущего нашим согражданам, в веселой плясовой аранжировке.

Если ситуация начнет затихать после выборов, будет обидно, но верю, что этого не произойдет. Народная ярость найдет себе адекватный выход. Каждый человек должен сам отвечать за свои поступки, не глядя на вождей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow