СюжетыЭкономика

Кризис, Сирия, Белоруссия…

Саммит Евросоюза назвал главные «болевые точки»

Этот материал вышел в номере № 24 от 5 марта 2012
Читать
Европа не вышла из кризиса экономического, но перевернула худшую страницу финансового кризиса, заявил президент Франции Николя Саркози на пресс-конференции после двухдневного саммита ЕС, который прошел в Брюсселе в конце прошлой недели. Возрождение надежды отметили на встречах с прессой Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон, руководители брюссельского аппарата и другие участники саммита...

Европа не вышла из кризиса экономического, но перевернула худшую страницу финансового кризиса, заявил президент Франции Николя Саркози на пресс-конференции после двухдневного саммита ЕС, который прошел в Брюсселе в конце прошлой недели. Возрождение надежды отметили на встречах с прессой Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон, руководители брюссельского аппарата и другие участники саммита.

Финансовый кризис уже не диктует заголовки газет, заметил Саркози. На что журналисты напомнили ему, что заголовки газет теперь диктуют массовые демонстрации протеста против урезания зарплат и социальных программ.

Тем не менее, принятые после 2008 года антикризисные меры ЕС начинают приносить плоды. Достаточно взглянуть на процентные ставки займов «проблемным» странам ЕС на мировых рынках. Они - как индикатор. Давно вышла из-под угрозы дефолта (не без помощи ЕС) Ирландия. Чудеса в преодолении экономического наследия Берлускони продемонстрировало правительство Марио Монти в Италии. Есть подвижки в Испании, хотя она и побила рекорд по безработице (22 процента). Очень неплохо выглядит Португалия, которой еще недавно прочили участь Греции. Да и самой Греции, благодаря помощи ЕС, удалось списать половину долга (107 миллиардов евро в форме добровольного отказа частных кредиторов) и получить вторую программу помощи из стабилизационного фонда в сумме 130 миллиардов.

Обменный курс евро - в спокойном русле. Все страны ЕС способны финансировать свой долг, либо занимая деньги на рынках, либо через специально созданные механизмы ЕС.

Не обошлось без коллизий, переписывания проекта резолюции, традиционной язвительной пикировки между президентом Франции и британским премьером. Но это был «саммит без драм», в «командном духе», как его оценили председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Обсуждали не пожарные меры, а перспективу.

Кэмерон при поддержке лидеров еще 11 стран ЕС (без Германии и Франции) настаивал на требованиях, изложенных в их совместном письме. Они заключаются в максимальной либерализации европейской экономики, снятии барьеров на пути перемещения услуг и товаров в границах союза и в торговле ЕС с Россией, Китаем и другими «новыми рынками». Саркози готов согласиться со многим, но не готов совсем обнажать Европу. Если партнеры на востоке не хотят открывать свои государственные рынки для европейских фирм, то почему ЕС должен открывать рынки их государственным компаниям?

Наверное, некоторые европейские лидеры мечтают о роли суверенных владык, способных диктовать волевые решения для своей страны, но Европа исторически устроена иначе, и приходится не только навязывать мнение, но и слушать других и уступать. По признанию Саркози и Кэмерона, постановление саммита было сильно переписано, и 85 процентов предложений «двенадцати» в него включены. 15 процентов остаются предметом спора.

Главным итогом саммита стало подписание Договора о стабильности, координации и управлении или, на брюссельском бюрократическом жаргоне, «бюджетного пакта». Под ним поставили подписи лидеры 25 стран, в том числе 17 стран еврозоны. Только Великобритания и Чехия, утвердившиеся «евроскептики», не стали связывать себя обязательствами пакта.

Принцип договора – стабилизация, координация и управление. По сути дела, хотя об этом и не говорится в тексте, создается «европейское экономическое правительство». То, чего не доставало для присмотра за выполнением правил странами союза.

Спасая от дефолта Грецию и пытаясь оградить от эпидемии банкротства Ирландию, Италию, Испанию, Португалию, Евросоюз создал стабилизационный механизм, подкрепленный соответствующим фондом. В том смысле, что надо делиться. Например, успешные немцы, бурча проклятия, платят за задолжавших греков и так далее. Новый пакт, наоборот, делает акцент на «ответственности» государств. Нерадивых наказывают.

Страны обязуются обеспечивать сбалансированность бюджетов или допускать их превышение до 0,5 процента от ВВП в течение бюджетного цикла. Те, которые имеют сравнительно небольшой государственный долг (менее 60 процентов), имеют право на структурный дефицит в 1 процент. Каждое государство обязуется само следить за тем, чтобы «механизм коррекции включался автоматически» в случае серьезного отклонения от нормы, и принимать меры в определенный срок. А Европейский суд в Люксембурге может оштрафовать страну-нарушительницу на сумму до 0,1 процента ее ВВП.

Норма максимального дефицита государственного бюджета за один год остается прежней – 3 процента от ВВП. Но и этот дисбаланс может быть только временным. Если страна нарушает правило, почти автоматически наступают санкции. До вступления в силу пакта (ориентировочно, в середине 2013 года) страны по-разному оценивают свою способность выполнить его в срок. Сейчас почти норма дефицит в 4,4 или 4,5 процента от ВВП. А Испания предупредила, что сведет бюджет этого года с дефицитом 5,8 процента.

После подписания начинается стадия ратификации, которая будет происходить в парламентах или на референдуме. Ирландская конституция предусматривает только референдум. Договор вступит в силу, когда его ратифицируют первые 12 стран.

Следующей по остроте проблемой, которую обсудил саммит, стала Сирия. Евросоюз показал пальцем на Россию и Китай (но особенно на Россию как европейскую страну), отвечая на вопрос общественности, почему он не может остановить расправу над жителями крупных городов Сирии.

Лидеры 27 стран подтвердили позицию, которая известна: нужно немедленно прекратить насилие, открыть каналы помощи для независимых гуманитарных организаций, заставить Асада «отойти в сторону», чтобы освободить место для мирного переходного процесса с участием всех политических сил.

Евросоюз, продолжая настаивать на прежних требованиях, обязался помогать организациям, которые документируют преступления против человечности в Сирии. Это будет доказательный материал, который в нужное время появится на процессах в Гаагском трибунале.

Это психологически важный шаг, уверен председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. Сирийские руководители теперь знают, что на них где-то собирают досье и рано или поздно правосудие свершится, они предстанут перед международным судом.

Лидеры ЕС отвергли идею вооруженного вмешательства в Сирии. Прежде всего потому, что нет даже той правовой основы, которая была в случае с Ливией: резолюция Совета Безопасности ООН. В отсутствии правовой базы виноваты Россия и Китай и, следовательно, на них лежит ответственность за продолжение кровопролития. Жизнь человека важнее рассуждений о его политической или религиозной принадлежности.

Европейский совет в составе глав государств и правительств 27 стран-членов ЕС подтвердил обязательства союза в отношении Белоруссии. В постановлении нет новых требований и санкций, но подтверждены заявленные ранее. Разница в том, что на этот раз санкции против режима Лукашенко подтвердили лидеры стран ЕС на высшем уровне. Это сильнее, чем резолюция Европарламента или Совета министров ЕС. Исполнительные органы союза теперь будут более пристально следить за выполнением политических решений по Белоруссии.

«Европейский совет выражает серьезную и глубокую озабоченность в связи с дальнейшим ухудшением ситуации в Белоруссии, - говорится в постановлении саммита. – Он приветствует решение Совета министров ЕС расширить список лиц, ответственных за серьезные нарушения прав человека и репрессии против гражданского общества и демократической оппозиции или поддерживающих режим Лукашенко и получающих от него непосредственную выгоду».

Фигурантам черного списка закрыт въезд в страны ЕС, а их активы в ЕС заморожены.

Накануне саммита послы стран ЕС покинули Минск в знак солидарности с постпредом ЕС и послом Польши, которым Лукашенко предложил уехать «на консультации». В постановлении саммита не указан срок, на который Белоруссию покинули европейские послы, но, по сведениям из дипломатических источников в Брюсселе, они не вернутся туда, пока не будут освобождены и реабилитированы все политические заключенные, в том числе оба бывших кандидата в президенты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow