СюжетыКультура

Фарисеи и юродивые

Православный священник — о выступлении панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя

Этот материал вышел в номере № 24 от 5 марта 2012
Читать
Православный священник — о выступлении панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя
Изображение

Алеша БЕЛОЧКИН

Стыдно. Стыдно до слез — и, как говорил известный киногерой, за державу обидно. Обидно за ту часть ее народа, которая кичится своей «православностью». Или «православнутостью», как кто-то удачно поставил диагноз. Потому что, похоже, православных скандалистов, норовящих стащить на костер вместе с инокомыслящими все «не наше»: объекты культуры (картины, выставки и проч.), древние литературные памятники, — бесполезно урезонивать, уговаривать и тем более обличать… Их нужно лечить.

Но особенно чувство стыда не оставляет все последнее время, прошедшее со дня злополучного «панк-молебна» в храме Христа Спасителя. Стыдно за то, что и я отношу себя к православным христианам. Впору спрятаться и на вопрос: «А ты — православный?» — подобно отрекшимся от Христа, начиная с апостола Петра и вслед ему, говорить: «Не знаю, о чем ты?» Но не из трусости исповедовать Христа, а от стыда считаться братом по вере дикарей, устроивших средневековую травлю и охоту на «ведьм», с их точки зрения, «осквернивших» их «святыню» — ХХС.

Как всегда, со стороны «защитников православия» (где все они были в советские времена, когда церковь была гонима?) происходит подмена смысла — излюбленный прием демагогов. Впроброс закинутый категорический императив вины (богохульство, кощунство, надругательство над верой, осквернение святыни) не обсуждается и под сомнение не ставится, а вся злобная полемика вертится вокруг принятия карательных мер (читай: отмщения) к «виновницам». Весь спектр злобной мести в наличии: от либеральных «отеческих щипков-шлепков» — вплоть до проклятия Божия, которым все «эти» так любят лично распоряжаться.

Итак, вернемся к началу, о котором все уже забыли. Что произошло, что и кем было сделано? Группа женщин ПРИШЛА В ХРАМ ПОМОЛИТЬСЯ. Как там в притче-то о мытаре и фарисее? «Двое пришли в храм помолиться: фарисей и мытарь…» И что мы видели? А то, что, кроме них, в храме никого не было, он был пуст! А, как говорится в народе, «свято место пусто не бывает». Но это так, к слову. То есть, во-первых, там не было никого, кто мог бы оскорбиться. А во-вторых, у меня вопрос ко всем злобно завывающим «православным»: а вы-то где были, православные фарисеи? Почему, если вы все такие верующие, вы не ходите в настроенные на бандитские деньги храмы и не живете в церкви, как это делали подвижники благочестия от древних до нынешних времен? Почему храмы стоят пустые, почему в них никого нет и почему, вместо того чтобы наслаждаться азартом травли и охоты на ближних, вы, бывшие пионэры, комсомольцы, партийцы и прочие предатели Христа, гонители веры и верующих, не бьете себя поминутно в грудь с молитвой: «Боже, милостив буди МНЕ, грешному»? Почему?

Была ли это молитва? Безусловно, так как в тексте только и есть, что молитвенное обращение к Божией Матери — а также некие, может, и непривычные по форме, и даже неприемлемые для большинства обрядоверцев, но внятные и понятные объяснения (с эмоциональными примечаниями, пусть и не вполне корректными по форме, но зато от сердца искренними — по отношению к некоей действующей политической персоне).

Итак, в том, что касается содержания поступка, — это молитва. А молитва к Богу не может быть богохульством, ни тем более кощунством.

Теперь — о форме.

Как-то в году, если не ошибаюсь, 94-м, я разбил свою машину — старенькую «Волгу». Виновные выплатили мне тогда для них небольшую, но для меня, в то время сельского священника в бедном храме, весьма изрядную сумму денег — что-то тысячи две долларов США. И вот что я надумал: вместо ремонта машины взял да и рванул на эти деньги с матушкой на Страстной седмице в Иерусалим, ко Гробу Господню — уж больно хотелось хоть раз в жизни пройти по стопам Христа и своими глазами увидеть чудо рождения Благодатного огня. Поездка получилась чудесная: мы были сами по себе, обошли ногами все святые для христиан места — и действительно, буквально по стопам Христа, такое было чувство. И Благодатный огонь видели, ночь с пятницы на субботу просидев на полу в переполненном храме Гроба Господня и с утра помолившись со всеми, кто там был, за службой Великой Субботы. Чудно, правда, показалось мне, что у самых царских врат какие-то черные африканцы били в бубны, орали, скакали и ездили друг у друга на плечах. Ну один грек мне объяснил, что это православные копты (заметим для наших чисто-конкретно православных, что копты вообще-то — монофизиты, то есть еретики, но никто их из храма не гонит) и что это они так молятся, радуются, что они с Богом. Конечно, очень непривычно это было для нас в свете наших мрачных обычаев напускать на себя при всяком удобном случае унылый вид, «чтобы показаться людям постящимися», как говорил Христос, обличая фарисеев-лицемеров. Но молиться и радоваться вместе с ними не помешало. И улетели мы оттуда как на крыльях своих собственных, а вовсе не на самолете.

В одно время с нами туда ездила наша православная церковная делегация. Там их принимали по высшему разряду, во всех службах они участвовали вместе с патриархом, и Огонь чуть не вместе с ним добывали из Кувуклии (так Гроб Господень называется). Однако вернулись ужасно соблазненные, а один из них мне потом рассказывал, что он чуть веру не потерял. Во-первых, им по секрету шепнули, что огонь — не настоящий! Мол, патриарх уже старенький, молиться ему тяжело, вот ему спички и подкладывают внутрь, чтобы не мучился. А во-вторых, от коптских плясок у них глаза на лоб как вылезли, так там и остались навсегда — ведь явное же богохульство, святотатство и кощунство! Ничего, часом, не напоминает?

А ведь во все времена, и особенно на Руси, был в почтении подвиг юродства: это когда люди внешне вели себя недостойно, непотребно и совсем не благочестиво, для того чтобы показать, что это отнюдь не главное, а главное — это живая вера и любовь к Богу и ближним. И эти, по-нашему, «городские сумасшедшие», и царям не боялись в лицо говорить обличительную правду. Помните пушкинского Николку из Бориса Годунова: «Нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит».

«Богородица, Путина прогони». Говорит пословица, что «глас народа — Глас Божий». И прогремел Он буквально на всю страну. Может, кто-то считает, что из уст недостойных. Но у Бога и ослица заговорила, чтобы обличить пророка, впавшего со страху в льстивое угодничество царю. Наши сегодняшние барские холуи опять вопят: «Бориску на царство», а завтра, глядь, коль ветер сменится, будут в первые ряды проталкиваться и орать: «Долой!»

Когда-то при самом начале путинского царствования меня спросил один корреспондент, который потом мой ответ напечатал в газете: что бы вы посоветовали вновь избранному президенту? «В нашей стране президент прежде всего должен пресекать вокруг себя холопскую заядлость», — я тогда отвечал. И хотя сегодня меня никто не спрашивает, дам ему совет еще раз, жалея его: «Уходи по-тихому сам, не дожидайся, пока по молитвам тех немногих, на чьей живой вере в Бога мир стоит, Богородица прогонит тебя — потому что теперь, после «панк-молебна», это обязательно будет. Так-то».

Когда верстался номер:

В субботу две солистки Pussy Riot были задержаны. Ранее по требованию РПЦ против участниц группы возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow