СюжетыОбщество

Диктаторы разных размеров

Принцип, действовавший в прошлом, действует и в настоящем: один решает за многих, немногие решают за всех

Этот материал вышел в номере № 24 от 5 марта 2012
Читать
Принцип, действовавший в прошлом, действует и в настоящем: один решает за многих, немногие решают за всех

С рождения до смерти нами руководят диктаторы разных размеров. Политика, телевидение, музыка, кино — повсюду диктатура. Человека загоняют в стандарт, как в тюрьму, человека засаживают в формат, как в цемент. Терпеть не надоело?

Вождь взбегает на трибуну и эффектным жестом указывает массам путь, и массы идут по этому пути, терпеливые, как бараны. Генералиссимус постукивает трубкой по ладони, и восторженные толпы приобретают правильную форму колонн. Маршал гарцует на белом жеребце, и солдаты бросают шапки вверх. Герой на сцене героически рубит мечом, а народы в армяках, зипунах и сюртуках топчутся в стоячем партере… Так устроена история.

Так устроена и современность. Принцип, действовавший в прошлом, действует и в настоящем: один решает за многих, немногие решают за всех. Демократия никак не меняет этот принцип, она только маскирует его выборами, происходящими раз в пять лет. Более того, в эпоху телевидения и СМИ власть немногих над многими усиливается, захватывая уже не только политику, но и частную жизнь.

Принято бороться против диктатуры политиков и диктата монополий, но этими страшилками либерального сознания перечень опасностей не исчерпывается. Диктатура повсюду, и вся наша жизнь проходит под диктатом структур и лиц. Частный человек, иногда и сам не подозревая об этом, от рождения до смерти окружен целой толпой диктаторов разного размера и вида, которые руководят его мыслями, поступками и даже движениями рук и ног.

Ведущий телевизионной программы впихивает в мозг зрителя заранее просчитанные реакции: ужас, отвращение, восторг, умиление. Смыслом деятельности всего этого worldTV является форматирование зрителя, его низведение с индивидуального уровня на уровень стандартной человеческой болванки.

Режиссер в Голливуде снимает в своих фильмах одну и ту же актрису. Таким образом он делает ее лицо эталоном красоты, а фигуру образцом для подражания. Девушки во всем мире худеют (или полнеют), красятся и одеваются так, чтобы соответствовать стандарту. Режиссер не просто делает кино, он определяет за людей, что им нравится.

Куда ни посмотришь, везде одно и то же. Политика, культура, мода, быт — один определяет, все исполняют, один диктует, все подчиняются, один приказывает, все соответствуют.

Индивидуальный выбор в политике, культуре и стиле издавна был возможен только для богатых и знатных людей. Английские лорды XVI века имели право вести свою собственную политику, тогда как плебсу оставалось только принимать чужую. Расшитые камзолы, кружевные воротники и золотые пряжки объявляли не только о богатстве их владельца, но и о его праве на личный выбор. Дорогая сигара во рту и перстень в пять каратов на пальце значат больше, чем просто украшение: это социальные знаки, говорящие о том, что их владелец имеет право на индивидуальные, неповторимые потребности, тогда как окружающие приговорены к серым одинаковым будням и сигаретам массового производства.

Со времен первой промышленной революции стандартизация жизни только увеличивалась. К серийному производству товаров массового спроса добавилось серийное производство мыслей и чувств массового спроса. Такая стандартизация жизни во всех ее областях привела к вымыванию индивидуальности из человеческого мира. Человек, думающий и чувствующий не так, как все, ощущает себя белой вороной в царстве серых ворон. Главным правилом социального бытия стала необходимость приспособления себя к стандарту и формату. Тот, кто не верит, пусть выйдет на улицу и внимательно посмотрит на людей. По улицам мегаполиса шагают не люди, а типы, сформированные мощными средствами стандартизации — кино, телевидением, шоу-бизнесом. Вот идет на работу в департамент клерк в виде Ричарда Гира, вот пьет пиво растиражированный Джонни Депп, вот входит в вагон метро отпечатанная на человеческом ротапринте десятитысячная и поэтому тусклая копия Леди Гаги, а вот шагает навстречу некто, кого мы не знаем, но кто нам мучительно напоминает кого-то знакомого. В каком кино мы его видели?

Первой в истории индустрией, которая отменила приспособление человека под массовый продукт и разрешила приспособление массового продукта под индивидуального человека, стал хай-тек. С тех пор как компания Xerox в 1973 году изобрела рабочий стол с иконками, пользователь компьютера получил возможность обустраивать свой виртуальный мир по собственному вкусу. Сегодня каждый сетевой серфер может снабдить свой браузер аддонами и таким образом подогнать его под свои личные пристрастия. Операционные системы способны менять облик по желанию. С момента появления графического интерфейса внутреннее пространство компьютера стало областью индивидуального. Сначала это был виртуальный остров в реальном мире тупого и гнетущего стандарта — маленькая и почти детская игра взрослых людей в свой мир. Но очень быстро эта игра захватила миллионы на всех континентах, а остров стал расширяться, присоединяя к себе территории реальности.

Совсем не русское и странно звучащее слово «кастомизация» на компьютерном сленге означает приспособление продукта к индивидуальным вкусам и личным потребностям человека. Хай-тек сделал кастомизацию привычной для людей, проводящих жизнь за компьютером и в компьютере, — таким несть числа. Миллионы людей в современном мире уже почувствовали наслаждение свободы, вылепливая для себя свой личный, индивидуальный мир, и удовольствие подлинного комфорта, состоящее в удовлетворении своих собственных, а не навязанных потребностей. Эти люди уже не хотят и не могут возвращаться из своей индивидуализированной, личной виртуальной среды в обедненный мир типажа и стандарта. Они не хотят больше быть потребителями продуктов и решений, которые поставляет для них огромный производственный комплекс современного мира, включающий в себя политиков, философов, режиссеров, модельеров, дизайнеров, телевизионных пропагандистов и т.д. и т.п. Из виртуального мира кастомизация на наших глазах переходит в реальный.

Первый автомобиль Форда, знаменитый Ford T, выпускался только в черном цвете и не имел вообще никаких опций: всем покупателям доставалась машина в одной и той же комплектации. Современный Ford Focus имеет три кузова и шесть моторов на выбор, а также еще дюжину опций. Это означает, что покупатель получает подобранный по его индивидуальным предпочтениям, отвечающий его личным вкусам автомобиль.

Времена, когда все мужчины носили одинаковые фетровые шляпы и галстуки, прошли. Сегодня можно прямо в компьютере создать платье, брюки или пальто своего собственного покроя или необычную, раскрашенную обувь, и всё это будет быстро произведено за не очень большие деньги.

Промышленность реального мира пустилась вслед за хай-теком. Главным лозунгом дня является добавление опций, и опций, и еще раз опций. Одномерный, с одной функцией аппарат становится анахронизмом. Автомобили Volvo одновременно являются средствами связи, ибо в них еще на заводе встроена сим-карта (система On Call). Телевизоры выходят в интернет, интернет появляется как опция у холодильников. Одновременно юридическим стандартом становится право покупателя без объяснения причин вернуть товар. Не нравится — и всё!

Происходит кастомизация целых областей, в которых еще недавно приспособление продукта под конкретного потребителя казалось технически невозможным. Например, газеты. Тиражи больших газет сегодня не растут потому, что падает спрос на стандартные вещи общего потребления. Человеку не нужна газета вообще, ему нужна его личная, индивидуальная газета. Пока главные редакторы и издатели реального мира в остолбенении наблюдают процесс, хай-тек, как всегда, уже предлагает новые решения. RSS и ленты новостей в социальных сетях являются на самом деле личными, индивидуальными газетами. Но это только начало, разминка, разбег. Уже сегодня существует сервис, который интегрирует все ваши записи в «Фейсбуке» и «Твиттере» в оболочку вашего личного, иллюстрированного, кастомизированного издания.

Тягучее и тупое чувство невозможности голосовать за кого-либо на выборах, знакомое сегодня многим, связано не с тем, что политики стали хуже. Оно связано с тем, что человек и образ его жизни стали иными. Современный человек уже настолько привык к индивидуальным, приспособленным для него вещам, что, попадая в ситуацию политического выбора, ищет и не может найти привычных возможностей. В избирательном бюллетене современный человек ищет поля, куда мог бы проставить галочки, необходимые для включения в политике и жизни нужных ему лично опций, а вместо них находит портрет неизвестного ему мужика с краткой биографией. Но что делать с этим мужиком? Его невозможно ни настроить под собственные потребности, ни подвергнуть апгрейду в случае изменения потребностей.

Сегодня большой популярностью на рынке высоких технологий пользуется предмет под названием Asus Eee Pad Transformer, который трудно отнести к определенному классу вещей. Этот Asus может быть то планшетом, то нетбуком, в зависимости от желаний хозяина. Путем такого девайса идет и социальная среда, которая наращивает способности к комбинации, трансформации, апгрейду и приспособлению под потребности индивидуальных пользователей и малых групп. Спрос на стандартных вождей и типовых лидеров падает — половина граждан таких непохожих стран, как Россия и США, вообще не ходит на выборы, потому что политики, как утюги прошлого века, просто не имеют нужных для потребителя опций.

Присутствующие на рынке модели президентов устарели. Они имеют не соответствующий потребностям пользователей срок действия. В хай-теке программы обновляются чуть ли не каждый месяц, но попробуйте ежемесячно обновлять политика, которому вы отдали свой голос! Многие аппараты бытового назначения сегодня имеют срок работы два-три года, о чем честно пишут в инструкциях производители, но попробуйте объяснить политику в середине его срока, что ему пора в мастерскую, там с ним проведут апгрейд. Президент, избираемый на пять или десять лет, кажется древней странностью в современном текучем, пластичном мире. Но устарели не только модели президентов, устарели также партии, всё равно, проправительственные они или оппозиционные.

Партии в своих предвыборных кампаниях усвоили все технологии маркетинга. Они продвигают себя, как товар, и рекламируют себя, как услугу. Но они не являются ни товаром, ни услугой. Потому что товар я могу отдать назад, если он мне не понравился, а что мне делать с партией, которая рекламной долбежкой выбьет из меня голос в свою пользу, а потом усядется мне на шею и пять лет будет есть ананасы в буфете Госдумы? Партия — это архаичный, вырождающийся способ производства решений, при котором не товар приспосабливается под потребности человека, а человек — под товар. Партии не предоставляют человеку никаких индивидуальных опций, не дают права на апгрейд и вообще требуют от человека сузить свои желания, обкорнать свои взгляды во имя какой-то мнимой единой идеологии. И что мне тогда делать, если я по одному конкретному вопросу согласен с «Яблоком», по другому со «Справедливой Россией», а по третьему — вот ужас-то! — с Жириновским?

Политика отстает от жизни, политики вызывают досаду и смех, социум плетется в хвосте прогресса, а переход из виртуального мира с его обилием опций и возможностей в реальный с его одубевшей структурой многим дается мучительно. Пришло время переделать социальную среду так, чтобы она соответствовала современному человеку, а не какому-нибудь князю Бисмарку или Людовику XV. Это означает окончательное освобождение человека от облепивших его диктаторов разных рангов и размеров, передачу власти от немногих к многим и создание такой системы, когда каждое решение можно индивидуализировать и кастомизировать.

Процесс начался и даже набрал темп. Методика создания будущего уже опробована в хай-теке. Прежде всего возникает виртуальный остров, где многочисленные пионеры переднего края создают разные модели новых социальных механизмов. Человеку со вкусом к футуризму и интересом к жизни не стоит читать программы партий (они все равно не исполняются), а стоит совершить экскурсию по дальним и ближним уголкам Сети, в мир социально-фантастических экспериментов и сетевых общин, в которых, как когда-то в общинах первых христиан и кружках ранних социал-демократов, возникает будущее.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow