СюжетыОбщество

Кац обещает ничего не делать

Какие интересные люди пробрались на нижние этажи власти

Этот материал вышел в номере № 29 от 16 марта 2012
Читать
Какие интересные люди пробрались на нижние этажи власти

Новая политическая волна добралась до микрофонов. Эта молодежь в прямом (Новый Арбат) и переносном смыслах пришла на сцену уже из власти. С самого нижнего ее уровня: муниципального. Они молоды и мало кому известны, но уже побывали в реальной политической борьбе, со всеми ее сомнительными «прелестями». И победили.

Из инициативы «Наш город» (см. «Новую» от 21.02.2012, «Включите нас в рукопожатный список»), объединившей кандидатов в муниципальные собрания от широкой оппозиции, на выборах победил 71 человек — чуть больше 30% участников движения. В масштабах Москвы же «Наш город» получил около 5% мандатов.

Из героев нашей прошлой публикации преуспеть удалось не всем. Георгий Огородников стал депутатом, заняв первое место среди кандидатов своего округа. Михаил Вельмакин, руководитель проекта «Наш город», второй раз вошел в муниципальное собрание района Отрадное. А вот Юрий Урсу на выборах проиграл. Станиславу Церфасу и его жене Ладе Ступишиной тоже не удалось пробиться.

И тем не менее результат в 30% «Наш город» считает победой. Теперь работать, считает Вельмакин, нужно по двум направлениям: создать объединение независимых депутатов и вместе добиться изменения законодательства, чтобы вернуть депутатам полномочия, урезанные до абсурда московскими властями. На базе «Нашего города» создается «Совет муниципальных депутатов», который объединит их усилия и разработает правовые акты для расширения муниципальной власти в Москве. За ближайшие 5 лет (срок полномочий новоизбранных муниципалов) новая команда депутатов должна вернуть настоящее местное самоуправление в Москву, уверен Вельмакин. Вплоть до упразднения управ: они создают двоевластие, являясь ответвлением исполнительной власти города, неподконтрольной гражданам, но выполняя во многом те же функции, что и муниципальные собрания.

Дело найдется и тем, кто не прошел на выборах, но готов активно помогать. «Мне пришли на электронную почту десятки писем от людей, которые готовы помогать нашим депутатам», — рассказывает Михаил. Они могут стать помощниками депутатов или взять на контроль работу муниципальных собраний, где нет депутатов из «Нашего города»: ведь по закону граждане имеют право присутствовать на заседаниях муниципального собрания, чтобы смотреть, не филонят ли народные избранники.

«Я пошел такой, как есть»

«Мне все говорили: чтобы иметь хоть какие-то шансы избраться, я должен поменять прическу, надеть костюм, сменить фамилию и рассказать о том, что я буду повышать пенсии и зарплаты, а желательно вступить в «Единую Россию», — говорил со сцены на Новом Арбате депутат района «Щукино» Максим КАЦ. — Я пошел такой, какой я есть! И меня избрали с большим запасом».

Максим совсем необычен в этой роли. До своего броска в политику он был профессиональным игроком в покер. Столь неожиданный персонаж словно раздвинул рамки допустимого для привычной политики.

«Биография у меня очень интересная, зачем ее скрывать, — говорит Максим. — Про мои проекты люди говорят: «Нет, никогда не получится, забудь». А все получается. Если моя биография кого-то оттолкнет, значит, это не мой сторонник».

Зарабатывать деньги Максим начал игрой в покер, а сейчас он владелец очень крупной компании, спонсирующей участие в турнирах молодых талантливых покеристов. В доход компании идут проценты от их выигрыша. «Мой бизнес не имеет связи ни с одним правительством: офшоры, офшоры… Но все законно, наезжать тут не на что. Конечно, если побить меня по башке дубиной, на меня можно надавить, — улыбается высокий и очень худой Максим. — Но на меня нельзя надавить так, как обычно давят на бизнесменов».

Кац не получил высшего образования: бросал вуз за вузом, говорит — профанация. Зато практически и с большим интересом изучает урбанистику. Брал уроки у датского архитектора Яна Гейла, некоторые беседы с которым выкладывает в своем блоге «о городах».

Максим везет нас с фотографом в свой офис, недалеко от Тверского бульвара. Там — вполне домашние диваны, большой выбор тапочек на пластиковой подставке. «И что ты здесь делаешь?» — «Да сижу! Глупо как-то сидеть дома. А здесь интересно — вечерами приходят играть покеристы». На столе небрежно брошена синяя мигалка. «А это, если опаздываю куда-нибудь, включаю, — между прочим замечает Максим и смеется: — Да нет, нет! Это сувенирная, кто-то прикололся: раз ты теперь депутат, держи мигалку».

С 8 до 17 лет Максим жил с родителями в Израиле. «Десять месяцев там, а два месяца тут. Мне никогда не нравилась жизнь в эмиграции: другой язык, другие люди, другая история. Всегда хотел вернуться. И как только появилась возможность принять самостоятельное решение, я тут же его принял».

За Максима Каца проголосовало около 2 тысяч человек — 18% от пришедших на выборы жителей района.

— У меня есть цельное понимание того, как тема с городами должна меняться, — рассказывает Кац, устроившись с ногами на диване. — Сейчас у людей вообще нет запроса на то, чтобы города становились лучше. Они думают: чтобы было меньше пробок, нужно строить больше дорог, этого и требуют от правительства. А пробок становится только больше. Нужно, чтобы люди понимали, как это все реально работает. Вот я им и объясняю. Я веду блог, общаюсь со специалистами.

Максим показывает свои расчеты, фотографии: вот количество парковок, вот процент автовладельцев, вот пространство, которое они занимают, — получается, что всего 1% водителей занял 67% пешеходного пространства Тверской… Короче говоря, есть вполне современная наука, которая дает точные рекомендации, что с этим делать. Плохо, что они — неочевидны для обывателей и чиновников. Максим и стремится открывать эти знания людям — как простым, так и тем, кто принимает решения. У его блога уже около шести тысяч читателей.

Ход его мыслей тоже не очень привычен. «Совсем не обязательно, что именно я буду эти идеи претворять в жизнь. Я не горю желанием сам это делать. Главное — изменить всю эту историю».

В листовке он честно написал: муниципальное собрание — орган, который не полезен и не интересен гражданам. Спрашиваю, что же он планирует там делать, Кац отвечает коротко:

— Ничего. До выборов я все время говорил, что у меня есть три цели похода в муниципальное собрание: обучение, пиар и фан*. В процессе я там, может быть, что-то и поковыряю, если увижу вещи, на которые могу повлиять или в которые надо вмешаться. Мне сейчас в «Твиттере» пишут: «Хватит пиариться, общаться с журналистами, иди уже, что-нибудь делай!» Почему-то люди решили, что я теперь слуга народа. А я никакой не слуга народа, я делаю то, что мне нравится. Я за депутатство никакой зарплаты не получаю.

В марте Максим собирается к эксперту по городскому планированию Вукану Вучику в США — продолжать изучать урбанистику, а до этого — на несколько дней в Буркина-Фасо, его позвал с собой в путешествие блогер Илья Варламов.

— Но собрания депутатов-то посещать будешь?

— Конечно! Первое собрание — вообще принципиальное: там будут выборы председателя. А у нас расклад: 7 честных депутатов на 8 единороссов, каждый человек важен. Я его обязательно должен посетить, если надо будет — даже не поеду в Буркина-Фасо.

— Твой способ улучшения жизни — теория малых дел, так?

— Это мне приклеить пытаются. «Пусть каждый возле своего дома посадит клумбу, и будет улучшение жизни» — это мне совсем не близко. Я считаю, что надо находить лучшие концепции по какой-нибудь теме, как я — по теме градостроительства. И делать так, чтобы они оказались во власти.

— Возможно ли это в такой коррумпированной стране, как наша?

— Мэрии все равно, разрешить в каком-то месте парковку или запретить. Темы с городами не имеют коррупционной составляющей, зато есть хорошая медийная — если чиновники будут работать над улучшением городов, то города станут лучше и люди будут их любить.

— А готов ли ты, например, заносить взятки?

— Нет.

— А если в это упрется твой проект?

— Там посмотрим. Пока ничего ни во что не упирается.

Демократия в отдельно взятом районе

В Пресненском районе сложилась уникальная ситуация: оппозиция там победила, на 15 депутатов всего 4 единоросса. «Это даст нам возможность работать нормально, даст согласие в работе, — говорит один из депутатов Марина Богомолова, помощник руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова. — Мы договорились поддерживать друг друга в собрании и блокировать единороссов».

В Пресненском районе развернуться есть где, потому что проблем много. Марина взахлеб рассказывает о фальшивых ТСЖ, расплодившихся в районе, о проблемах градостроительства. Другой муниципальный депутат, Елена Ткач, сейчас целыми днями в Большом Козихинском — защищает с местными жителями скандально известный дом от сноса. «Депутатские мандаты дадут защитникам возможность сопротивляться эффективнее», — считает Марина.

А единороссы Пресненского района пока ведут себя очень тихо — еще не было ни одного собрания. Оппозиционные же депутаты встречаются неформально, распределяют обязанности.

…Миша Вельмакин сердится, если его спросить, верит ли он в успех всей затеи. «Ну конечно, я верю. Все получилось. Зачем браться, если не веришь?»

* «Фан» — радость, развлечение, удовольствие.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow