СюжетыОбщество

Черное золото Олимпиады

Земля уходит из-под ног сочинцев в руки чиновников и мошенников

Этот материал вышел в номере № 30 от 19 марта 2012
Читать
В седьмой раз Сочи принял координационную комиссию Международного Олимпийского комитета, но проблемы города и его жителей вновь остались за скобками. Главе координационной комиссии МОК Жан-Клоду Килли не рассказывают, какие головокружительные махинации проворачиваются с «олимпийской» землей и как правоохранительные органы Сочи помогают чиновникам и солидным структурам уйти от закона.

В седьмой раз Сочи принял координационную комиссию Международного Олимпийского комитета. Экскурсии, встречи и, самое главное, отчеты: сначала российская сторона хвалит олимпийские стройки, потом МОК. Проблемы Сочи и его жителей — за скобками. Возникают две реальности: в одной высятся олимпийские объекты и летят по склонам счастливые лыжники, а в другой скитаются по чужим квартирам выселенные сочинцы и текут реки, отравленные строительными отходами. Главе координационной комиссии МОК Жан-Клоду Килли не рассказывают, как в однокомнатных квартирах живут по 8 переселенцев, какие головокружительные махинации проворачиваются с «олимпийской» землей. Не знает он и о том, кто такие Мочаровы, как засудили Назаровых и почему стали бомжами Мартыновы. Или о том, как правоохранительные органы Сочи помогают чиновникам и солидным структурам уйти от закона.

Чума на оба дома

Изображение

На кухне в доме Мочаровых идет семейный совет. Но такое ощущение, что это поминки. Глава семейства, Александр, пьет кофе большими глотками. У него красные от недосыпания глаза. Каждый день здесь ждут судебных приставов, а за ними и бульдозер, который сломает дом. Александр не знает, где потом будет жить его семья. Зато сочинское ООО «Черноморье» знает, что скоро на этом месте будет новый олимпийский объект — дорожная развязка.

В тишине вздыхает Евгения Павловна Мочарова. Ей 85 лет, и она не может выйти на улицу. Уже третий месяц. Потому что вместо улицы около калитки — огромная яма. Ходить можно по узким досточкам, висящим над ямой как над пропастью. Но со зрением Евгении Павловны это невозможно. На Великой Отечественной войне она строила дорогу из Хосты в Красную Поляну, а теперь не может выйти из дома без риска для жизни.

Шесть с лишним соток семейству Мочаровых дали еще в 1955 году. Постепенно на этой земле построили два дома. Один из них был полностью законным. А вот оформить все документы на второй дом Мочаровы не успели. Летом обследовать участок на улице Котовского, 24, пришли люди из краевого олимпийского департамента. В тот момент у Мочаровых было свидетельство о праве собственности на второй дом, его кадастровый и технический паспорта. Но строители олимпийского счастья обозначили второй дом как самовольный. Затем администрация Сочи подала иск о сносе. «Мы об этом даже не знали. Несколько заседаний прошло без нас, — рассказывает жена Александра, Светлана Мочарова. — Судья Роман Язвенко провел заседание за пять минут».

Теперь за первый дом Евгении Павловне Мочаровой дают 5 миллионов рублей. Там живет ее внучка с мужем и двумя детьми. А за второй не дают ничего. Там живут Светлана и Александр Мочаровы с сыном. По российскому законодательству выходит, что все права на жилье они теряют и фактически становятся бомжами.

Но главная проблема даже не в судах, а в том, что нет единого независимого центра, где каждый выселяемый сочинец мог бы отстаивать свои права.

Хозяйка виновата

У семьи Назаровых был участок в Адлере, на улице Хадыженской. В конце августа прошлого года «Олимпстрой» предъявил бумагу, согласно которой назаровская земля понадобилась государству «в целях размещения олимпийского объекта федерального значения». Условия выгодные: за 6 соток предложили 7 миллионов рублей. Вопрос решили за несколько дней. Но вскоре выяснилось, что выкупленная у Назаровых земля для Олимпиады уже не нужна.

Официальная версия краевого олимпийского департамента состоит в том, что некое ООО «Геоид» при измерении назаровской земли ошиблось. Но олимпийские юристы из этой ситуации сумели сделать оригинальный вывод: виноваты не ООО «Геоид», не «Олимпстрой» и не краевой олимпийский департамент. Виновата хозяйка земли Марина Назарова, которая, как сказано в судебном иске департамента, «распорядилась не принадлежащим ей имуществом».

Адлерский районный суд обязал Назаровых вернуть 7 миллионов. Но они этого сделать не могут, потому что вложили деньги в новый земельный участок. Причем покупали его по рыночной цене, за 5 миллионов рублей. Однако официально существует лишь его кадастровая цена — миллиона на два ниже. По этой цене судебные приставы его сейчас и смогут продать. Назаровым вернут старый, самый первый участок, но его тоже придется продать, чтобы выплатить недостающие миллионы.

Где будут жить Назаровы, которых аж восемь человек, никого не волнует. Есть аудиозапись их общения с Ларисой Заведеевой, руководителем краевого департамента по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр-2014. В течение почти часовой беседы чиновница ни разу не произнесла хотя бы слово «извините».

Как украсть миллион

Изображение

Андрей и Наталья Мартыновы живут в третьем корпусе адлерского санатория «Нептун». Сюда городская администрация селит всех, кто лишился жилья из-за пожара или Олимпиады. Четыре этажа бомжей. Мартыновы потеряли все деньги, лишились трехкомнатной квартиры, а потом и земельного участка, который забрал «Олимпстрой».

В комнату Мартыновых зайти непросто: почти все пространство занято диваном. Есть еще небольшой пластмассовый столик и стул. Больше на этих 8 квадратных метрах ничего не помещается. Разговаривать трудно: рядом с санаторием находится парк развлечений, и под окнами грохочет музыка. Так Мартыновы живут уже год.

Андрей с Натальей долго думают, рассказывать ли свою историю. Администрация Сочи до сих пор не заключила с ними договор на проживание в «Нептуне», и Мартыновы боятся, что за «откровения» с журналистом чиновники выгонят их даже отсюда. В конце концов, Андрей решается. Итак, все началось в 2005 году, с объявления в местной газете. Некий риелтор продавал участок площадью 5 соток и просил за него 30 тысяч долларов. Позвонив по указанному телефону, Мартыновы познакомились с сочинцем Андреем Прудниковым. Тот назвал своим помощником Дмитрия Дрофичева, главу староверов Имеретинской бухты. Это развеяло сомнения Мартыновых, и они решили покупать.

Оказалось, что участок находится в Имеретинской бухте на улице Нижнеимеретинская, 1, то есть почти на пляже. Жила там старенькая бабушка, Нина Ивановна Головенчик. Но из документов у нее был только договор аренды с администрацией Адлера, и то просроченный. Проблему предложил решить все тот же риелтор Прудников. «Обещал оформить все документы и поменять назначение земли, с сельскохозяйственного на жилое, — рассказывает Андрей Мартынов. — Назвал за это цену, 15 тысяч долларов».

Деньги планировалось передать хозяйке участка. Договорились встретиться у нотариуса. «В назначенное время хозяйка не появилась. Пришли Прудников и глава староверов Дрофичев. Принесли от хозяйки доверенность на оформление документов по участку», — продолжает Андрей Мартынов. Он и риелтор Прудников оформили договор займа на 15 тысяч долларов. Прудников написал расписку, что берет деньги на оформление земли (копии всех документов имеются в редакции). «Позже я стал интересоваться ходом дела. Прудников показал договор сотрудничества с «Городским риелторским центром», где говорилось, что он занимается оформлением участка через эту фирму», — говорит Андрей Мартынов.

ООО «Городской риелторский центр» — известное сочинское агентство недвижимости, поэтому поводов для тревоги у Андрея не было. Между тем риелтор Прудников выдвинул требование. «Сказал, что из полученных 15 тысяч долларов для постановки на кадастровый учет потребовались 5, — рассказывает Мартынов. — То есть к уже заплаченным 15 тысячам я должен был 5 доплатить». Андрей доплачивать отказался. «Тогда Прудников и Дрофичев заявили, что участок продадут другим, а мои деньги не вернут», — говорит Мартынов.

Вскоре риелтор Прудников действительно отдал Андрею Мартынову новенькую выписку из кадастра. Затем появилась и ксерокопия некоего постановления. «Автором был указан и.о. главы Адлерского района Александр Жигалко, и под этой фамилией стояла подпись. Не знаю, чья», — говорит Мартынов. Между тем риелтор Прудников потребовал с Мартыновых еще 15 тысяч долларов: «Объяснил, что это нужно на взятки». Сошлись на том, что хозяйке участка Нине Ивановне Головенчик Мартыновы заплатят 20 тысяч долларов, а риелтору Прудникову — еще 10. То есть в целом сделка обошлась им в 45 тысяч долларов. Чтобы их уплатить, Мартыновы продали трехкомнатную квартиру.

На руках у Мартыновых, напомню, была ксерокопия якобы постановления и.о. главы Адлерского района Александра Жигалко о выделении участка. «Затем пришел глава староверов Дрофичев и попросил на несколько часов эту ксерокопию, чтобы исправить какие-то неточности, — говорит Андрей Мартынов. — Больше мы не увидели ни Дрофичева, ни бумаги». И риелтор Прудников тоже исчез.

Андрей Мартынов обратился в УВД Сочи. Выяснилось, что выписка из кадастра, которую Прудников отдал Мартынову, фальшивая, и никто этот участок на кадастровый учет не ставил. Таким же фальшивым оказалось и постановление якобы за подписью и. о. главы Адлерского района Жигалко: документ официально не выдавался. УВД возбудило уголовное дело по статье 159 части 3 — «Мошенничество в особо крупных размерах». Вскоре материалы передали в ОБЭП. Риелтора Андрея Викторовича Прудникова, 1972 года рождения, разыскали в Брянске, возбудили дело снова. И это был переломный момент. Стоило органам довести расследование до конца, Мартыновых признали бы потерпевшими, и те потребовали бы деньги обратно. Но ОБЭП дело прекратил. Потом возбудил и прекратил снова. Так происходило уже 8 раз. Сейчас дело прекращено «в связи с отсутствием в действиях Прудникова А.В., Дрофичева Д.П. состава преступления». Местонахождение Прудникова неизвестно. «Мне в милиции прямо сказали, что замешаны большие люди, серьезная фирма и делу хода не дадут», — говорит Андрей Мартынов.

Но если не помогли правоохранительные органы, могла помочь администрация Адлерского района. Андрей Мартынов взял у хозяйки участка доверенность, чтобы дооформить ее участок. За несколько месяцев он собрал пакет землеустроительных документов, осталось подписать лишь проект границ. Но глава Адлерского района Александр Жигалко не подписал. «Он отправил нас в администрацию Сочи. Там удивились и отправили нас обратно в район, — говорит Андрей Мартынов. — А когда мы вернулись, глава района Жигалко заявил, что участок уже забрал «Олимпстрой» и ничего сделать невозможно».

Решить вопрос с оформлением Мартыновы пробовали через суд — как доверенные лица хозяйки участка. «Глава района Жигалко лично побывал у хозяйки и взял записку о том, что она доверенность отзывает. На этом основании суд отказал. Нас бросили сначала правоохранительные органы, потом администрация, потом суд», — говорит Андрей Мартынов.

Официально

Первый замруководителя департаментаКраснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года С. Юрченко

Земельный участок в г. Сочи по ул. Котовского, 24, «изымается в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Автомобильная транспортная развязка «Адлерское кольцо» на разных уровнях (проектные и изыскательские работы, строительство)». <…> Мочарова Е.П. без проектно-разрешительной документации <…> возвела капитальный объект недвижимости — литер И. Объект недвижимого имущества — литер И — не попадает в границы размещения олимпийского объекта и не подлежит изъятию. Кроме того, решением Адлерского районного суда от 04.08.2011 года по иску администрации города Сочи к Мочаровой Е.П. о сносе самовольной постройки и освобождении самовольно занятого земельного участка <…> строение литер И признано самовольной постройкой. <…> Учитывая указанные обстоятельства, у департамента отсутствовали правовые основания для изъятия объекта недвижимого имущества, признанного судом самовольной постройкой».

Что касается участка Назаровой, то «в ходе проведения кадастровых работ была допущена техническая ошибка. В результате, данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в границах размещения олимпийского объекта «Объекты Олимпийского парка, за исключением объектов, предусмотренных пунктами 8—13 и 20 Программы (проектные и изыскательские работы, строительство)». <…> Назаровой М.А. была выплачена денежная компенсация. После выявления ошибки, допущенной при проведении кадастровых работ, Назарова М.А. в добровольном порядке расторгнуть соглашение о выкупе и вернуть денежные средства отказалась. <…> Денежные средства, полученные Назаровой М.А. по соглашению, были взысканы в судебном порядке. После чего было восстановлено право Назаровой М.А. на принадлежащий ей земельный участок в его закономерных границах, не попадающих под размещение олимпийского объекта».

Прямая речь

Глава Адлерского района Сочи Александр Жигалко:

—Мне неизвестно о документе, упоминаемом в Вашем письме (имеется в виду постановление о выделении земли Мартыновым — Е. Т.). Администрацией района в связи со сложившимися обстоятельствами семья Мартыновых размещена и бесплатно проживает в маневренном фонде, находящемся в пансионате «Нептун». В стадии оформления находятся и документы по земельному участку с последующим рассмотрением вопроса о его предоставлении данной семье. Однако хочу отметить, что несколько вариантов ранее предлагаемых земельных участков были отклонены Мартыновыми.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow