РасследованияПолитика

Раменский парк — в оплату долга

ФСБ платит зелеными зонами за строительство новых корпусов своей академии?

Этот материал вышел в номере № 32 от 23 марта 2012
Читать
ФСБ платит зелеными зонами за строительство новых корпусов своей академии?
Изображение

Елена НОВИЦКАЯ

В столичном районе Раменки — скандал. В парке (площадью каких-то 5,78 га) планируется строительство жилого комплекса и «модульного храма». Жители Раменок протестуют.

Для справки: микрорайон Раменки начал застраиваться в середине 80-х годов прошлого века. Поначалу территория, прилегающая к домам, являла собой заброшенный, утопающий в строительном мусоре ландшафт. Район уплотнялся, а жители на субботниках дружно высаживали здесь деревья и декоративные кустарники… Парк вырос, стал любимым местом отдыха и «легкими» для 100-тысячного района. До ближайшего парка с «романтическим» названием «им. 50-летия Октября» — путь через глубокий овраг. Для стариков и инвалидов — неодолимый.

Долгие годы местные власти уверяли людей в том, что выращенный парк — часть природного комплекса и что так будет всегда, поскольку «роза ветров» через зеленую зону несет свежий воздух в загазованную столицу.

…Но «всегда» внезапно закончилось: участок земли отдан под многоквартирный жилой комплекс концерну «МонАрх». То есть в дело была пущена «компенсационная схема»: Академия ФСБ РФ, которой «не хватило» выделенных на строительство бюджетных средств, находит подрядчика-инвестора, взявшегося достроить ее учебные корпуса, а в качестве компенсации отдает ему живописный земельный участок в парковой зоне для коммерческого жилья. При этом власти ни о чем не оповещают жителей, будто речь идет о гостайне.

Местные жители навели справки: оказалось, что «МонАрх» принадлежит сыну члена правления госкорпорации «Олимпстрой» — А. Моносову, ранее занимавшему крупные посты в стройкомплексе Москвы, близкому соратнику В. Ресина.

Раменки — район интеллигентный: сказывается «родовая» близость к МГУ. Среди жителей нашлись и юристы, и экологи, и географы. Письма-обращения с неудобными вопросами разлетелись по адресам чиновников. В жалобах — рефреном вопрос: почему городская власть решила расплатиться с «подобранным» Академией ФСБ соинвестором единственным доступным местом отдыха в многонаселенном районе?

Жители создали общественное движение «За Раменский парк».

«Цинизм коммерческого захвата земли поражает, — делится мнением член координационного совета движения, юрист Марина Ивлиева. — Из официальных ответов вытекает, что Градостроительная комиссия под руководством Ресина в период между отставкой Лужкова и назначением мэром Собянина изменила проект закона о Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) в Москве путем внесения в проект «редакторской» правки — причем спустя год после публичных слушаний и утверждения закона в первом чтении в Мосгордуме! «Правкой» было названо фактическое изменение функционального назначения территории, установленного Генпланом, и фальсификация проекта ПЗЗ.

Так называемые «редакторские» поправки без вынесения на публичные слушания были внесены и в Генплан Москвы.

На двух проведенных в районе митингов в защиту парка было собрано свыше 3 тысяч подписей. Под мощным напором активистов движения управа, муниципальное собрание района и префектура ЗАО поддержали «повстанцев» и отправили соответствующие письма по властной «вертикали». Переписка жителей с чиновниками длится почти полгода. Исписаны горы бумаги. Прошли выборы. Но «вертикаль» по-прежнему держит оборону. Разбираться в хитросплетениях этой, как считают жители Раменок, коррупционной схемы непросто. Чем дальше в лес — тем больше торчащих ушей. Например, в сентябре 2010 года В. Путин одобряет программу по системному развитию инфраструктуры МГУ им. М.В. Ломоносова до 2020 года, согласно которой на территории зеленой зоны предусматривается создание спортивно-парковой зоны и так называемой Татьяниной аллеи. А в это же время группа должностных лиц разрабатывает и быстро реализует схему по изменению функционального назначения земельного участка, входящего в состав проектируемой парковой зоны МГУ, и по переходу права собственности на землю к концерну «МонАрх».

У людей возникает вопрос: на каком основании территория природного комплекса передана сначала в «безвозмездное срочное пользование» Академии ФСБ? Занятный сюжет: получив землю, академия передает территорию парка «МонАрху», а Москомархитектура торопливо, без проведения публичных слушаний, готовит и выпускает Градостроительный план земельного участка, разрешающий на нем строительство. И только жители Раменок об этом — ни сном ни духом. Власти ссылаются на решение Департамента земельных ресурсов (№236-07 от 28.02.2011) и указывают цели передачи земли — «проведение проектно-изыскательских работ», хорошо понимая, что передача земли допускает изменение цели использования участка, в том числе — проведение земельных и строительных работ.

«В 1991 году Указом президента РФ и постановлением правительства РФ (от 06.10.1994) МГУ им. М.В. Ломоносова был определен как один из особо ценных объектов национального наследия народов РФ, — рассказывает зампредседателя президиума Московского городского общества защиты природы Наталья Судец. — А в январе 1999 года постановлением правительства Москвы (№38 от 19.01.1999) парковая зона района Раменки отнесена к резервным территориям природного комплекса природно-рекреационного назначения, т.е. предназначенным для формирования новых озелененных территорий общего пользования — парков, садов, скверов, бульваров. Генпланом Москвы она выделена в зону охраняемого природного ландшафта, а Градостроительным кодексом — к одному из видов зон охраны объекта культурного наследия. Кроме того, Генпланом г. Москвы вся территория, включая речку Раменку, отнесена к многофункциональным парковым зонам, в которых не предусмотрена многоквартирная жилая застройка».

Из ответа Департамента природопользования жителям стало ясно, что государственная предпроектная экологическая экспертиза осуществлялась Академией ФСБ вовсе не по адресу предполагаемого места строительства, а на месте расположения ее учебных корпусов: Мичуринский проспект, вл. 70. Выходит, что проект планировки по закону подлежит процедуре публичных слушаний? Но никаких публичных слушаний не проводилось и не предвидится.

«Этим скандалом нанесен серьезный удар по репутации нового состава правительства Москвы, — говорит Марина Ивлиева, — поскольку в официальных ответах чиновники ссылаются на протоколы возглавляемой мэром Градостроительно-земельной комиссии как основу для передачи части природного комплекса Академии ФСБ под застройку. Нам так и отвечают: правительство Москвы руководствовалось лишь протоколами заседания комиссии и разных совещаний».

Письма и жалобы с требованиями отменить незаконные решения направлены жителями мэру Москвы, его подчиненным, прокурору Москвы, подан иск в суд…

Однако наступление на парк продолжилось. С другого, неожиданного фланга. На территорию многострадального парка, выполняя свой масштабный городской проект под названием «Программа-200», Москомархитектура вдруг «вписывает» модульный храм на 531 прихожанина со всей его инфраструктурой. Сомнительность необходимости его в этом месте очевидна: в 500 метрах от выделенного под строительство участка уже есть действующая церковь с давно сложившейся общиной. А в 50 метрах от нее много лет строится другой храм — Андрея Рублева.

«На публичные слушания был представлен проект, который даже не прошел предусмотренную законом предпроектную экологическую экспертизу, — говорит активист движения Сергей Николаев. — Мы просили: «Достройте храм Андрея Рублева — перенаправьте деньги» Но получили ответ: «Это невозможно, деньги «модульного» фонда не «подчиняются» Патриархии».

На публичных слушаниях люди также задали главе управы И. Окуневу вопрос: кто заказчик разработки проекта? «Не скажу — не велено», — ответил глава. В конечном итоге получить ответ все-таки удалось: все тот же девелопер — концерн «МонАрх». Это очередная комбинация, считают люди, чтобы хоть «коготком» вцепиться в дорогостоящую землю. Юристы подтверждают: оба проекта «МонАрха» направлены на изменение правового режима земель общего пользования и застройку природного комплекса, что противоречит статьям 54 и 55 Градостроительного кодекса Москвы и статьям 1 и 36 Градостроительного кодекса РФ.

Защитники парка требуют, чтобы должностные лица, согласовавшие разработку обоих проектов, были привлечены к дисциплинарной ответственности, а застройка парка — категорически запрещена.

Елена НОВИЦКАЯ

14 марта редакция отправила запросы по электронной почте председателю Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы А.В. Кузьмину, председателю правления фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» епископу Подольскому Тихону и директору Федеральной службы безопасности А.В. Бортникову. Все еще ждем ответов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow