СюжетыОбщество

О политике и совести

Чешские гости: «Москва показала, как надо учиться у Гавела»

Этот материал вышел в номере № 33 от 26 марта 2012
Читать
Чешские гости: «Москва показала, как надо учиться у Гавела»

В Москве проходит фестиваль «Вацлав Гавел в наши дни».

19 марта в ТЮЗе состоялся вечер памяти «Слово Вацлава Гавела». Но по сути своей это был сосредоточенный диалог между Гавелом и людьми, заполнившими зал до отказа. Присутствие Гавела ощущалось настолько зримо, что временами казалось, что он вовсе не ушел от нас. Такова была сила гавеловского слова, обращенного к нашей действительности. Или это мы обращали его слово к своей собственной судьбе? Непостижимым образом каждое слово писателя и политика отвечало на наши вопросы. Для Чехии имя Гавела не просто память — это было сказано. Но и для России — это тоже не только память. Последние события современной истории востребовали Гавела — мы хотим понять, как нам преобразовать нашу жизнь, какими способами одолеть государственную ложь, которой пронизана вся наша жизнь. Каковы возможности частных инициатив. Мы знаем: надо читать Гавела.

Зал взорвался аплодисментами, когда Людмила Алексеева рассказывала, как митингующие на проспекте Сахарова вмиг погрузились в молчание, когда было предложено помянуть ушедшего.

Она говорила о главном: жизнь Гавела и его страны доказала справедливость главного постулата: политика и нравственность могут быть неразделимы.

21 марта. Гавеловские чтения в Сахаровском центре. Модератор — Константин Эггерт. Со стороны Чехии выступили: посол Петр Коларж; Лубош Добровски, диссидент, друг Гавела и бывший посол в России; Вилем Пречан, историк; Карел Гвиждяла, журналист.

Говорили о политике и совести. О необходимости создавать параллельные полисы, гражданские структуры. Сейчас многие находятся в растерянности от спада протестного движения. Чехам повезло. У них был человек с высоким моральным авторитетом. Среди наших публичных людей сейчас такого нет (Ксенофонтов, In liberty). Признавая безусловный моральный авторитет Гавела, правозащитник Сергей Ковалев вступил в полемику с Гавелом. В частности, она касалась терпения, к которому призывал Гавел. «Преобразования необходимы сейчас. Мы можем опоздать», — полемизировал правозащитник.

Лубош Добровски сделал попытку создать портрет Гавела. Он сподвижник и друг. Один из тех, кто первым подписал «Хартию-77». Говорил о возможности диалога с властью. Цель диалога — поймать власть на слове. Обнаружить язык власти как язык пустоты. Вернуть таким понятиям, как право и демократия, их истинный смысл.

«Вам хуже, чем нам было, — сказал бывший посол. — Наша власть не прикидывалась демократической». Зашел разговор и о жертвах. Что значит, пойти на жертву? Это быть последовательным в отстаивании того, что кажется невозможным.

Не расчетливая жертва? Да!

Совет от Добровски: Россия должна вырастить своего Гавела.

Юрий Кузнецов (In liberty) считает, что Гавел затронул ключевую проблему современности — анонимную природу власти. Человек делает попытку апеллировать к обезличенной власти, наделяя эту власть душой. Ограничителем такой власти должна стать мораль. Экспансия обезличенной власти приводит к замещению общественных сил.

Шла дискуссия о неполитической политике. В какой степени частная инициатива неизбежно политизируется (например, Химкинский лес).

Создание автономных пространств — альтернативы существующему режиму.

Гавеловские чтения завершились блистательными выступлениями Татьяны Ворожейкиной. Года два назад она выступала на юбилее Сергея Ковалева с сообщением «Перечитывая Гавела». Как же изменился градус одушевления! Теперь максимы Вацлава Гавела становятся руководством к действию. Если многие ораторы выражали озабоченность снижением протестного движения, то Татьяна Ворожейкина отважно заявила: «Измерять гражданскую активность числом — неплодотворная затея».

Да, есть опасность попасть в ту самую ловушку, в которую попали мы в 90-е годы — когда произошло перекачивание протеста в политическую сферу. Там и погибло гражданское движение. Базовый компонент гражданского общества, считает докладчик, частные инициативы. Они возникли со времен протеста против монетизации льгот. Лидерам протестных движений следует обратить на это внимание. Создание пространств, которые отличает хорошая моральная среда, говоря словами Гавела, — альтернатива.

Конец безальтернативности — веха сегодняшнего времени. И уже несущественно, каковы масштабы протеста. Альтернативное пространство жизни дает возможность обществу отделиться от государства. Доминантная часть доклада Татьяны Ворожейкиной — жизнь во лжи и жизнь в правде.

Ложь — несущая конструкция системы. Она выполняет для власти функцию алиби. Власть судит о людях по себе. Ложь не допускает правды. Жизнь в правде означает: вернуть себе собственную ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны.

Ловушек может быть много. Вот и современное партийное строительство — это способ дробления и выхолащивания протестного движения. Надо быть бдительными. Лидеры социальных движений должны сознавать: за любой успех предстоит платить. Надо быть к этому готовым. Наращивание неполитического пространства приводит к самоорганизации людей.

P.S.«Я хочу быть всегда… Возможно, скоро я буду больше, чем когда-либо был, — и тогда мы вновь обо всем побеседуем». (Гавел. Из пьесы «Праздник в саду»).

Московский фестиваль и стал местом беседы с Гавелом. Чешские гости сказали, что их скорбь обрела облегчение: «Москва показала, как надо учиться у Гавела».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow