СюжетыКультура

Эдуард БОЯКОВ: Вырисовывается поединок художественных воль

Художественный руководитель театра «Практика» и «Политеатра» размышляет, почему так интересно заниматься театром в Политехническом музее

Этот материал вышел в номере № 39 от 9 апреля 2012
Читать
Сказать: «Путинская власть — это фу» — легко. Это слабая позиция, невозможная для человека, отвечающего за коллектив, для режиссера, директора или продюсера. Я не поэт-одиночка и не могу просто занять нерукопожатную позицию. Я обязан взаимодействовать и делать это принципиально, понимая цену и задачу борьбы.

Реконструкция Политехнического музея может получиться символичнее реконструкции Большого театра. В попечительском совете — Игорь Шувалов, Анатолий Чубайс, Виктор Вексельберг, Аркадий Дворкович, Виктор Садовничий, Алишер Усманов. Дмитрий Медведев подписал распоряжение о реконструкции музея. Владимир Путин проводил здесь встречи с доверенным лицами. Удобное расположение, скажете вы. Сложный контекст, скажу я. Колонный зал Дома Союзов тоже удобно расположен, но идеологически перегружен, испачкан, а Политехнический — место чистое, незамазанное. Есть азарт художника показывать спектакли «Политеатра» в Большой аудитории, где несколькими днями раньше собирались доверенные лица будущего президента. Вырисовывается поединок художественных воль.

«Политеатр» открылся спектаклем по Сорокину «Волны» и поэтическим спектаклем Олега Груза. Там звучало стихотворение «Вопросы к Владимиру Владимировичу»:

Владимир Владимирович, как же так?!

Как же мы без Вас? Вы же танк,

Вы ведь прёте, и прёте, и прёте.

Наши дети не верят нам, что Вы умрёте, —

Не представляют жизни без Вас.

Семья Сидоровых. Москва.

Оно заканчивается словами:

Владимир Владимирович, раз нельзя так

Сделать, чтобы не было взяток, —

Нужно рядом постановлений

Отменить алчность людскую, лень, и

Понять Россию умом.

Скажите, а что привлекает Вас в Вас самом?

Между Лубянкой и Старой площадью эти стихи звучат не случайно, правда?

Когда сталкиваются такие финансовые потоки, — а речь пойдет, я думаю, о миллиарде долларов, хотя распоряжение Медведева пока подписано только на 7,5 миллиарда рублей, — важно понимать, где мотор действия пьесы. Чьи интересы участвуют, какие стройкомплексы борются. Увы, действующими лицами в пьесах про реконструкции, конечно, являются экономические кланы, не ученые и не художники. Моя задача — включить мнение художника в эту борьбу, напомнить всем, для кого это место должно существовать, как бы ни был наш голос тонок.

«Политеатр» — то содержание, которое придется учитывать. Простите за нескромность, я считаю себя непродажным человеком. И если спросят мое мнение, то моя задача будет только одна — убедить финансирующих реконструкцию следовать художественной экспертной логике. Когда стройкомплексы конфликтуют, это отражается на качестве лепнины или оборудования. Власть и ее дочерние строительные компании не нужно обслуживать. С ней надо взаимодействовать, принципиально вести диалог. Сказать: «Путинская власть — это фу» — легко. Это слабая позиция, невозможная для человека, отвечающего за коллектив, для режиссера, директора или продюсера. Я не поэт-одиночка и не могу просто занять нерукопожатную позицию. Я обязан взаимодействовать и делать это принципиально, понимая цену и задачу борьбы. Мне дорого это место. Думаю, не меньше, чем Путину. И мне не хочется, чтобы у глубоко мною почитаемого критика Григория Ревзина был повод писать текст, похожий на тот, что он написал после реконструкции «Царицына». Потому что «Царицыно» — это культурная катастрофа национального масштаба.

Финансовые потоки, политический пиар — от этого никуда не денешься. Но задача художников и экспертов — не подстраиваться под факт, что путинская администрация дала миллиард и она же его потратит, а ведь на сегодня везде происходит именно это.

Сегодня развитию «Политеатра» помогают друзья, которым нравятся спектакли «Практики», — финансисты Петр Авен, Александр Несис, Борис Хмельницкий. Мы знаем: это не президентская администрация через них заходит, это свободный выбор людей. Собираемся ли мы бороться за госдотации? Да, как любой театр. Нам есть что предъявить в конкурентной борьбе. У нас есть зритель, есть репертуар и десятки новых проектов на бумаге и в голове.

У меня уже есть обязательства перед Политехническим. Моя задача — соответствовать мифу этого места и развивать его. Я обязан это делать как гражданин и художник.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow