СюжетыКультура

Сто километров — не расстояние

Юрий Башмет привез в Хабаровский край звезд академической музыки и собирается сделать таких же звезд из местных юных дарований

Этот материал вышел в номере № 41 от 13 апреля 2012
Читать
Юрий Башмет привез в Хабаровский край звезд академической музыки и собирается сделать таких же звезд из местных юных дарований

Александр БЕЛЯЕВ, Хабаровск — Москва

Вот мы себе сидим в Москве и клянем нашу концертную жизнь: тот сыграл не так, а у этих аппаратура фонит; звезд нет, а которые есть — те неправильные, потому что приглашают к нам всякий отстой, да и вообще до концертных залов ехать далеко, лень, темно и гололед. Но иногда стоит признать, что мы, как говорят англичане, spoilt for choice (это я чтоб не говорить грубое «зажрались»). Потому что почти ни у кого в стране и такого нет.

Вялое передвижение любых непопсовых артистов по стране — следствие плачевного состояния этой самой страны. Банальная вилка: огромная территория влечет высокие транспортные расходы, это удорожает любое концертное мероприятие, которое не окупится потому, что зарплаты низкие (особенно у любителей настоящей музыки), дорогие билеты мало кто купит. Ведь родина-то наша, в самом деле, это не какое-нибудь там Королевство Швеция, где государство прямо спонсирует перемещение некоммерческих коллективов (академических и фольклорных) по стране, косвенно не давая расти ценам на билеты. У нас на государство в такой ерунде, как культура, уповать — некрасиво. У нас, типа, все зависит от человека. И это, наверное, так. Главное — найти правильного человека. Или людей. Хабаровскому краю на таких явно везет. Нет, правда, я давно не слышал, чтобы люди просто и безо всякого пафоса рассуждали про важную роль искусства, музыкального образования и тому подобного. Никакого пессимизма. И руки опускать никто не собирается. Хотя, как говорит художественный руководитель Хабаровской краевой филармонии Игорь Мосин, «мы от всей страны мало отличаемся. В Москве у вас по-другому, но вы отдалитесь от Москвы на 100 км — и там все то же самое будет вплоть до Хабаровска. Мы не огромный культурный центр страны, мы, как мы считаем, культурный центр Хабаровского края. В крае много делается Минкультом, но до уровня советского времени мы еще недотягиваем». Местные работники культуры ставят в заслугу губернатору Вячеславу Шпорту то, что он часто посещает концерты серьезной музыки, премьеры и т.д.: «Отсюда — уважение к работникам и учреждениям культуры!»

Погода в Хабаровске в первую неделю апреля оказалась гораздо приятнее, чем в Москве. Температура минусовая, а холода не чувствуется. Деревья голые, Амур скован льдом, но уютно. Нерусский пейзаж совершенно. В ресторане книжечка меню подчас может поразить красотою китайских, корейских и японских иероглифов (надо было попасть в Хабаровск, чтобы научиться их различать). Хабаровск построен на холмах, так что автомобили (почти все — с правым рулем) то тормозят, то газуют, преодолевая довольно крутые спуски и подъемы. Архитектура — смесь древних избушек разной степени ветхости, конструктивизма, сталинских послевоенных построек, типичных кирпичных пятиэтажек и аляповатого современного новодела. Сдержанная пестрота радует глаз. Телек в номере отеля предлагает китайский канал, японский канал на английском и австралийское телевидение. А длинный мост через Амур, изображенный на пятитысячной купюре, совсем не похож на самоё себя.

И вот в таком городе, удаленном от столицы на восемь часов лёта и семь часов разницы во времени, с населением в полмиллиона, можно, как оказалось, с успехом проводить международные фестивали с великолепными исполнителями академической музыки. Международный музыкальный фестиваль, артистическим директором которого числится Юрий Башмет, проходит уже второй год. У Башмета — несколько фестивалей в стране и за рубежом. Сочи, Ярославль, Хабаровск… Сочи понятно: перед Олимпиадой там раскачивают всю эту курортную жизнь. Ярославль — недалеко от столицы. Но Хабаровск?!

Башметовский фестиваль — это даже для столицы круто: пять дней, несколько залов, два города (один день — в Комсомольске-на-Амуре), около сотни музыкантов. База — Дальневосточный академический симфонический оркестр. Приезжие: «Солисты Москвы», сам Юрий Абрамович в функции альтиста и дирижера, Массимо Мерчелли, топовый флейтист, скрипачка Алена Баева, пианистка Ксения Башмет и лауреат Конкурса им. Чайковского виолончелист Умберто Клеричи.

Юрий Абрамович хвалил местных коллег, оркестр и его тридцатилетнего дирижера Илью Дербилова. Посетовал, правда, что некоторые инструменты оркестра не худо бы и обновить. Музыкант «Солистов» в беседе со мной был категоричнее: «Инструменты у них — дрова. А платят ребятам гроши».

Дрова или не дрова — но концерты проходят с успехом. Билеты — от пятисот до двух с половиной тысяч рублей (цены в городе вполне московские). Аншлаги. Несколько зрителей приехали из Ванина, до которого сутки поездом (как раньше говорили во Владивостоке, «сто рублей не деньги, сто километров — не расстояние»). Принимали с восторгом квазиавангардное сочинение японца Такаси Йосиматсу Atom Hearts Club (прозрачный намек на альбомы The Beatles и Pink Floyd в названии и никаких отсылок к британским рок-героям в музыке). Экстравагантное Moz-Art a la Haydn Шнитке — оно было написано в свое время для Гидона Кремера. Эксклюзив для Башмета — Chiaroscuro Гии Канчели. Все три произведения в этих краях исполнялись впервые.

Откуда берется такая драйвовая публика, стало понятно после посещения конкурса в Хабаровском краевом колледже искусств. Конкурс, собственно, — первый тур отбора музыкантов для Всероссийского юношеского оркестра, сформировать который Юрий Башмет рассчитывает к ноябрю. Башмет внимательно слушал добрый десяток детей и подростков. Самолично выгнал фотографа, мешавшего трепетным и бледным конкурсантам. Для всех нашел добрые слова. Конкурсанты отыграли старательно и даже подчас страстно — несмотря на волнение или из-за него. Любовь Ефимова, зам. директора колледжа по учебной работе, сообщила, что не все лучшие принимают участие в соревновании, сулящем перспективное трудоустройство, поскольку совсем лучшие уехали на другой конкурс, во Владивосток. «Наши выпускники уже ничего не боятся, — считает г-жа Ефимова. — После колледжа они сразу едут поступать в Москву, в Новосибирск… Раньше только самые отчаянные так делали. В прошлом году одна девочка уехала в Швейцарию, другая в Чехию. Сейчас просто плохая демографическая ситуация, а раз детей меньше, то и конкурсы меньше, то есть в серьезное учебное заведение легче поступить. Раньше если кто-то из наших выпускников раз в пять лет поступал в Московскую консерваторию — мы гордились этим бесконечно».

Местный телеканал много раз показал сюжет про конкурс. Камера неизменно замирала не на том, кто лучше всех играет, а на лице самой красивой девочки. Как во взрослом шоу-бизнесе прямо.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow