СюжетыЭкономика

Налог на $8 млрд

Таковы самые скромные, официальные оценки рынка роскоши в России

Чиновники до сих пор не могут договориться о параметрах введения налога на роскошь, который стал одним из хитов предвыборной программы избранного президента. Пока в качестве возможного порога рассматривают недвижимость, стоимость которой превышает 50 млн рублей, и автомобили дороже 3–4,5 млн рублей
Изображение

Чиновники до сих пор не могут договориться о параметрах введения налога на роскошь, который стал одним из хитов предвыборной программы избранного президента. Пока в качестве возможного порога рассматривают недвижимость, стоимость которой превышает 50 млн рублей, с площадью 150 квадратных метров для квартиры и 300 — для дома на человека, либо 1000 метров на объект, на автомобили дороже 3–4,5 млн рублей. При этом оговаривается, что базовые ставки налога должны утверждаться на федеральном уровне, а регионам стоит дать право их корректировать в соответствии с местными условиями.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявила, что «министерство против введения налога на роскошь путем установления планки стоимости автомобилей и недвижимости, начиная с которой он будет взиматься. МЭР в качестве критериев расчета налога на роскошь предлагает взять мощность автомобилей — более 300 лошадиных сил», сообщает журнал «Эксперт».

Такое предложение вызвало у интернет-пользователей, которым на этот раз дали возможность высказаться на специально созданном официальном сайте, шквал вопросов. И это понятно, потому что многие дорогие автомобили с мощностью менее 300 л.с. обходят налог, а некоторые владельцы, к примеру, старых автомобилей «БМВ» с мощностью, превышающий порог в 300 л.с., будут обязаны платить, даже если автомобилю более 20 лет от роду и он стоит меньше 250 000 рублей.

Есть и те, кто открыто высказывается против введения налога на роскошь. К примеру, президент Ассоциации мировой экономики при НИУ-ВШЭ Инал Ардзинба уверен, что «вместо этого было бы уместно оптимизировать структуру уже существующих налогов. Но если специальный налог все-таки будет введен, то я бы предложил максимально сузить сферу его применения: если этот налог затронет средний класс, то можно будет говорить о стратегической ошибке».

Вопрос в том, с какой целью вводить налог на роскошь. И варианта всего два: либо убедить людей в том, что олигархи платят очень большие налоги и обеспечивают нам всем пенсии, за что мы их должны любить и уважать, либо для того, чтобы пополнить государственный бюджет еще одним способом. Однако, по данным нашего источника в Минфине, фискальный эффект от этого налога бюджетные проблемы решить точно не сможет. Однако мы все же решили выяснить, что представляет собой лакшери-рынок России и сколько наши сверхобеспеченные соотечественники тратят на предметы роскоши.

«Экономический анализ говорит о том, что роскошь, если иметь в виду двухпалубные яхты и часы за миллион, — это, конечно, проявление неравномерности распределения ресурсов. То есть, по сути, роскошь — это результат определенных макроэкономических дисбалансов», — говорит Инал Ардзинба. Экономист при этом не исключает возможности спада интереса к продуктам класса люкс, однако отмечает, что «продукты этих компаний — это скорее прерогатива небольших социальных групп, для которых стоимость не имеет значения».

Образованные люди, интеллигенция, студенты уже давно сделали свои выводы относительно представителей и ярых поклонников лакшери: роскошь не является источником комфорта, это чистой воды демонстрация социального статуса. «Для развитой Европы это уже немыслимо, но в Москве «Жигули» по-прежнему уступают «Лексусу» дорогу, потому что тот дороже. Потому что в условиях нашего общества цена машины пропорциональна способности ее хозяина урегулировать конфликты внесудебным способом. И роскошь служит средством демонстрации социального статуса, потому что иных столь же простых средств нет», — рассуждает Евгений Осин, старший научный сотрудник факультета психологии НИУ-ВШЭ.

Многие страны мира уже давно отказались от такой системы ценностей, похожей больше на веяния моды. В Швеции люди в большинстве своем и не знают, кто у них миллиардеры. Мэр Стокгольма может позволить себе ездить на велосипеде, а богатые швейцарцы на подержанных авто. В июне 2010 Уоррен Баффетт объявил о безвозмездной передаче более 75% своего состояния, или около $37млрд, пяти благотворительным фондам. И таких примеров очень много.

Происхождение

И тут появляется вопрос на миллион: затронет ли тренд представителей нашей элиты, или все же «происхождение» капитала сыграет ключевую роль?

Во многом именно формирование состояния, при котором продукты класса люкс не внатяжку семейному бюджету, объясняет отношение российской элиты к роскоши. «Наша так называемая «элита» (самоназвание «новые дворяне») — это на 70% бывшие советские начальники. В СССР, как известно, работал ухудшающий отбор. То есть социальным лифтом пользовались не лучшие из лучших, а худшие из худших. Бессовестные карьеристы, демагоги, люди, плохо приспособленные к учебе. 40% высшего менеджмента сегодня — это выходцы из спецслужб. Эта публика привыкла исполнять любые приказы, они любят и умеют работать вне правового поля. Такие понятия, как «нравственность», «человеколюбие», «милосердие», для них — пустой звук. Меня не удивляет, что наша номенклатура так привязана к материальному миру, — для них это единственная реальность», — говорит режиссер Владимир Мирзоев.

В итоге все снова упирается в дееспособность институтов, обеспечивающих равенство людей перед законом. Причем, по мнению Владимира Мирзоева, даже сами чиновники опасаются российской судебной системы: «Номенклатура на сто процентов не доверяет государству, которому якобы служит. Чиновники не хуже нас с вами знают, что судебная система в России не работает, что в любой момент любого из них можно загнать за можай, выпотрошить и выбросить. Роскошь для них (особенно за границами родины) — это утопия, мечта о нормальной жизни. Они компенсируют свое ущербное положение. Человек, живущий во лжи и за счет лжи, всегда ущербен — понимает он это или нет».

Кризис не для всех

На сегодняшний день ни один специалист-социолог не может точно описать социальную стратификацию российского общества. Существует критерий оценки очень бедного населения — уровень прожиточного минимума, который на сегодняшний день составляет 5564 рубля в месяц, но Росстат до сих пор не может определиться с тем, кого же называть средним классом, а кого — богатым. По средневзвешенным экспертным оценкам, количество очень богатых людей составляет порядка 5% населения нашей страны.

И для этих 5% лакшери вряд ли утратит свою привлекательность в ближайшие годы. Последние исследования объема и структуры этого рынка рисуют убедительную картину как никогда популярных продуктов класса люкс. В Luxury society market guide, специально подготовленном для издательского дома Profashion, приведены следующие данные: на данный момент российские потребители лакшери-продуктов занимают почетное четвертое место после США, Японии и Китая. Российский рынок люксовых продуктов признан в 2009 году и оценивался в $8 млрд, в 2010 году его объем вырос на 9%, и эксперты прогнозировали ежегодный рост в 5–10% до 2013 года. Мировой кризис на очень короткое время приостановил бурное развитие лакшери-сегмента, но рынок быстро встал на ноги. К примеру, спрос на машины премиум-класса в 2009 году упал на 30%, но уже в 2010 году увеличился в два раза, а спрос на швейцарские часы, стоимостью более $3000 в 2009 году снизился на 60%, но уже в следующем году вернулся на докризисный уровень.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow