СюжетыКультура

Для веселья наш театр мало оборудован

Музыкальные премии обошли оперетту/мюзикл

Этот материал вышел в номере № 43 от 18 апреля 2012
Читать
Музыкальные премии обошли оперетту/мюзикл

Бедная, бедная наша оперетта! А жалко ее все-таки. Скольким людям нервы спасла в эпоху спектаклей про сталеваров. Но, судя по «Маске», нет у нас больше оперетты. А мюзикла еще нет.

В этот раз в разделе «Оперетта/мюзикл» числилось всего три спектакля. Жюри гордо отказалось их оценивать; и четыре «Маски» ушли в небытие.

Печальный итог прокомментировал член жюри Герард Васильев, наш эталонный Мистер Икс: «Создатели этих спектаклей понятия не имеют о жанрах оперетты и мюзикла, требующих особой тщательности. Актеров надо подбирать серьезно. А учить этим жанрам — специально».

И далее жюри под председательством ректора ГИТИСа Карины Мелик-Пашаевой приняло вполне достойные решения. Весь в золоте Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Лучший спектакль в опере — его «Сказки Гофмана» с суперзвездой Хиблой Герзмава в четырех ролях. Ей бы отдельную «Маску», но Татарский театр оперы и балета привез «Лючию ди Ламмермур» с равновеликой Альбиной Шагимуратовой. Поскольку у «Стасика» и так наград много, делить не стали — премию отдали в Казань.

Лучшим дирижером назван Евгений Бражник — за эти же «Сказки Гофмана». Фантастически уверенная работа. Лучшая мужская роль у великолепного Уилларда Уайта (Боттом в мариинской постановке «Сна в летнюю ночь» Бриттена). Уроженец Ямайки, командор ордена Британской империи, Уайт время от времени осчастливливает и нашу сцену (так, в Мариинке он с жутковатой правдивостью поет Герцога Синяя Борода в опере Бартока). В мире не раз «озвучивал» Кутузова в «Войне и мире», князя Хованского и Бориса Годунова. Наш человек!

В качестве лучшего музыкального режиссера поддержали Георгия Исаакяна, тянущего ныне из болота Детский музыкальный театр им. Сац — за спектакль «Любовь к трем апельсинам». А оформивших его Валентину Останькович и Филиппа Виноградова (учеников Дмитрия Крымова) жюри вне очереди поощрило специальной «Маской». В другой — екатеринбургской — постановке «Апельсинов» такой премией отметили не номинированного тенора Ильгама Валиева (Принц).

Зато «Мертвые души» Мариинского театра выдвинули в девяти номинациях. А досталась одна: неоспоримо лучший художник — Зиновий Марголин. Наверное, это было очевидно с момента, когда на премьере впервые открылся занавес и гигантская телега, как индийская храмовая колесница, казалось, сейчас ухнет в мирный партер.

Семью номинациями залепили «Золотого петушка» в постановке Кирилла Серебренникова в Большом театре. А «Маска» тоже одна — у художника по свету, редкого профессионала Дамира Исмагилова (его же работа — и «Мертвые души», и «Сказки Гофмана»).

И все же скребет немного на душе. Питерский театр «Зазеркалье» под занавес показал в Центре им. Мейерхольда спектакль «От Петербурга до Миргорода»: оперы «Шинель» молодого композитора Ильи Кузнецова и смешную «Как поссорились…» маститого Геннадия Банщикова. После раздутых от собственного величия спектаклей Большого и Мариинки (у этих театров гранты по 375 млн рублей) на маленькой сцене свершалось чудо: вдруг задышал Гоголь с его трагедиями и смехом, повеяло наконец подлинным театром, а не развлекухой для ротозеев; актер Андрей Матвеев играл (и пел) Акакия Акакиевича, как не каждый драматический артист сыграет. Но жюри уже, видимо, устало. Бедное оно, бедное, сколько же претенциозной муры в этом году ему пришлось пересмотреть!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow