СюжетыПолитика

Губернаторов как следует отфильтруют

Демократическая инициатива о выборах глав регионов выхолощена поправками. Дума рассмотрит законопроект во втором чтении уже на следующей неделе

Этот материал вышел в номере № 44 от 20 апреля 2012
Читать
Демократическая инициатива о выборах глав регионов выхолощена поправками. Дума рассмотрит законопроект во втором чтении уже на следующей неделе

С конца декабря прошлого года многие россияне стали ждать раскручивания гаек. Повод дали первые лица. Сначала премьер заявил о возможном избрании губернаторов населением. А потом президент Медведев пообещал под занавес своего президентства (в своем последнем послании парламенту) вкупе с парой-тройкой других политических реформ внести в Госдуму законопроект о прямых выборах глав регионов. Напомним, что с 2005 года по инициативе Владимира Путина губернаторов не выбирают, а назначают. Одни демократическую инициативу президента посчитали уступкой «рассерженным горожанам», другие — стремлением нивелировать негативные последствия парламентских выборов. Но и те и другие ждали какого-то подвоха. Ожидания блистательно оправдались.

Незадолго до выступления Медведева председатель правительства в ходе «горячей линии» озвучил мысль о неком «президентском фильтре», с помощью которого станет возможно «отсекать приход к власти людей, которые будут опираться на криминальные или сепаратистские силы». По замыслу Владимира Путина, партии, представленные в региональном парламенте, предложат президенту свои кандидатуры на должность губернатора. А он их, в свою очередь, внесет не на рассмотрение Заксобрания, как это было раньше, а на прямое голосование населения, проживающего в регионе.

Первый вариант законопроекта появился в публичном доступе сразу после январских праздников. А 28 февраля депутаты уже приняли его в первом чтении, после чего засели ждать поправок и отзывов. На момент окончания приема поправок, 15 апреля, к документу поступило 150 предложений, после чего началось их активное обсуждение.

Согласно предложенным ко второму чтению поправкам, попытать счастья на выборах в губернаторы смогут не только партийцы, но и беспартийные граждане. Но только в тех регионах, которые самостоятельно решат, могут у них баллотироваться самовыдвиженцы или нет. Они же определят и количество подписей избирателей, которое независимые кандидаты, в отличие от партийных, должны будут собрать в свою поддержку. Федеральный закон установил лишь «вилку» — не меньше полупроцента от всего населения региона и не больше двух. По словам депутата от «Единой России» Вячеслава Лысакова, поправка исходит из благородного нежелания навязывать регионам правила игры.

Помимо поддержки избирателей претендентам в губернаторы придется завоевать симпатии муниципальных депутатов. Всех их — и самовыдвиженцев, и кандидатов от партий — пропустят через «муниципальный фильтр», чтобы, как сказал на встрече с региональщиками Медведев, отрезать «проходимцам, городским сумасшедшим и деревенским дурачкам» путь к губернаторскому креслу. Кандидатам потребуется заручиться поддержкой от 5 до 10% (сколько именно, определит для себя каждый регион) муниципальных депутатов и (или) глав муниципальных районов и городских округов. При этом кандидат должен быть поддержан не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории субъекта. Один депутат сможет отдать свой голос только за одного кандидата, а все подписи должны быть нотариально заверены. По мнению председателя Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, эта инициатива усилит роли депутатов муниципальных образований. Учитывая, что на местном уровне муниципалы-единороссы имеют большинство (у КПРФ чуть больше 5% депутатов муниципальных собраний по всей стране, а у всех остальных оппозиционных партий — и того меньше), а самовыдвиженцы обычно представляют бюджетников, которыми легко манипулировать, шансы для оппозиционного кандидата вырисовываются весьма туманные.

Зампред этого же комитета от ЛДПР Сергей Иванов считает «муниципальный кастинг» непроходимым барьером. «В Курской области около 5000 депутатов муниципальных образований. То есть если на местном уровне порог обозначится в 10%, то кандидату на пост губернатора придется заручиться поддержкой 500 депутатов. Причем собрать подписи в одном месте нельзя, а нотариус, увы, сегодня имеется не при каждом муниципальном образовании», — считает депутат.

По словам секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова, требование о нотариальном заверении подписей косвенно вводит имущественный ценз. Впрочем, даже нотариально удостоверенные автографы муниципалов предполагается проверять в избирательных комиссиях субъектов РФ. Сделать это в летнее время и в довольно короткие сроки (100 дней избирательной кампании и месяц на регистрацию) будет, по мнению депутатов, крайне проблематично.

«Практически все муниципалы имеют партийную принадлежность. То есть кандидату-самовыдвиженцу вряд ли стоит надеяться на поддержку единоросса. У них партийная дисциплина, они выберут своих. Нам предлагают выборы без выборов», — резюмирует Иванов.

Член Комитета Госдумы по госстроительству от «Справедливой России» Дмитрий Гудков назвал муниципальный фильтр «выхолащиванием всей идеи», чреватым выкручиванием рук муниципальным депутатам. Гудков уверен, что этот фильтр будет использоваться для того, чтобы не допустить оппонентов власти на выборы в регионы. Муниципальные собрания, по его словам, практически не имеют никаких полномочий, 99% местных депутатов находятся под влиянием власти, а значит, астраханская история рискует повториться в других регионах.

Поправки, по мнению справедливоросса Оксаны Дмитриевой, дезавуируют все, что было заявлено ранее. «Прежде чем выдвигать своего кандидата в губернаторы, оппозиционные партии фактически должны будут выиграть муниципальные выборы. После чего необходимо, чтобы все муниципалы вели себя как Зоя Космодемьянская: вне зависимости от давления и искушения со стороны партии власти кровью расписывались за оппозиционного кандидата в губернаторы», — говорит Дмитриева, убежденная, что единороссы «насилуют избирательное законодательство». По заверениям депутата, закон к тому же поспособствует расцвету коррупции на местном уровне.

Что касается «президентского фильтра», то обязательные консультации партий с главой государства по поводу кандидатов выпали из проекта, рекомендованного ко второму чтению. Ни к чему не обязывающие партии встречи будут проводиться по желанию президента. Глава государства определяет порядок проведения консультаций, когда и с кем встречаться. Но формально запретить выдвижение первое лицо государства никому не сможет. Правда, тогда возникает логичный вопрос: зачем прописывать в законе ни к чему не обязывающее действие? Эксперты считают, что встреча с президентом, показанная по телевидению, просто будет иметь рекламный эффект: мол, голосуйте за него, я его поддерживаю.

Медведевский законопроект оброс еще одной поправкой.Баллотироваться в губернаторы запрещается тем, кто когда-либо имел судимость по тяжким или особо тяжким статьям. По мнению экспертов, данная поправка нарушает пассивное избирательное право граждан, гарантированное Конституцией, согласно которой «не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Все остальные россияне имеют право избираться. Занятно, что на избрание президента или депутата этот «отсидочный фильтр» не распространяется.

Отозвать губернатора, согласно поправкам, граждане смогут только после референдума: за отставку должно будет проголосовать 25% от общего количества жителей региона. При этом подчеркивается, что обвинения в его адрес должны быть доказаны судом. Право увольнять губернаторов оставили и за главой государства, который сможет отправить на покой губернатора в связи с утратой доверия, если суд докажет факт коррупции или неразрешенного конфликта интересов.

Еще одна поправка запрещает одному человеку возглавлять регион больше двух сроков подряд (при этом отработанные до принятия закона сроки считаться не будут) и выдвигаться в течение двух лет губернаторам, отправленным в отставку.

Думская оппозиция заявила, что закон поддерживать не станет. Впрочем, профильный комитет обещает, что закон вступит в силу с 1 июня 2012 года. В течение месяца после этого, до 1 июля 2012 года, регионы должны будут принять собственные законы. Прямые выборы губернаторов пройдут 14 октября 2012 года. Правда, на этот раз выборы коснутся только глав тех регионов, срок полномочий которых истекает со дня вступления закона в силу, до 1 января 2013 года. А это значит, что по новым правилам уже этой осенью смогут «сыграть» кандидаты в губернаторы Бурятии, Ленинградской, Новгородской, Самарской, Амурской, Брянской, Смоленской и Ярославской областей. В этом списке была и Костромская область, глава региона которой на прошлой неделе досрочно ушел в отставку. Впрочем, новому руководителю региона не грозят никакие фильтры — он будет назначен по старой схеме.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow