СюжетыКультура

Выход в тираж

В Петербурге перестала существовать старейшая типография. Есть повод поговорить о состоянии книгоиздательского дела в России

Этот материал вышел в номере № 44 от 20 апреля 2012
Читать
15 апреля в Петербурге перестал существовать «Печатный Двор» — старейшая типография, созданная в 1827 году по указу Николая Первого. А новый типографский комплекс все той же типографии был построен уже в 1907–1910 годах Л.Н. Бенуа при участии Л.Л. Шрётера — и вот теперь все это закрыли. Есть повод поговорить о состоянии книгоиздательского дела в России

15 апреля в Петербурге перестал существовать «Печатный Двор» — старейшая типография, созданная в 1827 году по указу Николая Первого.

А новый типографский комплекс все той же типографии был построен уже в 1907–1910 годах Л.Н. Бенуа при участии Л.Л. Шрётера — и вот теперь все это закрыли.

Когда-то, в 1827 году, ощущалась необходимость в коренной модернизации печатного дела в России — вот тогда государь и повелел создать типографию. Но сейчас, по-видимому, тоже возникла необходимость в коренной модернизации — красивое все-таки здание создал Бенуа, пристроят куда-нибудь.

Печатное дело в России переживает кризис. Многие связывают это с появлением электронных книг, так сказать, с отмиранием бумажной книги. Многие, но только не я. Я же видел, как организовано книжное дело в Испании, в Португалии, в Швеции, в Финляндии, в Голландии, — ничего там не отмирает, все существует вместе, рядом.

Но Россия — это другое дело.

Все началось у нас с введения в книжном деле НДС в 20% — рынок рухнул. Никто не мог заплатить этот НДС, хоть цены на книги в магазинах сразу взлетели в три раза. Разорялись книгоиздатели, книготорговцы, закрывались магазины.

Но по заявлению наших отцов нации, он же и должен был восстановиться, этот самый рынок книг. И он действительно восстановился, для чего сначала НДС изменили с 20 до 18% (господин Кудрин, помнится, обещал нам необычайный в связи с этим расцвет), а потом и до 10%, поскольку обещанный расцвет не наступил.

То есть, как всегда в России, сначала убили, а потом начали возрождать.

И рынок книг возродился, но только это был уже не тот рынок. Ну, кто же будет выпускать качественные переводы качественной иностранной литературы, например, когда иную книжицу надо переводить чуть ли не два года. Ну, что вы! Нужно 70 книг в месяц, чтоб выжить среднему издательству. Так что про качественный перевод можно забыть.

Гранты? Начали выпускать на различные гранты, но это дела не спасло — многие книготорговые фирмы так и не очнулись. Оптовики умирали, потом появлялись снова и снова умирали.

А потом крупные издательства начали открывать свои собственные магазины, и чиновники снова заговорили о возрождении и еще о чем-то.

Но вот и крупные магазины измельчали, а качественную гуманитарную книгу теперь встретишь очень редко, и стоит она очень дорого, но и эта ее стоимость не окупает всех затрат.

У нас же книга (и не только она) продается через магазины с отсрочкой платежа.

Так что производитель в России всегда в проигрыше. Продает он косметику или книги — все равно. Невыгодно это.

Выгодно купить в Китае за одну копейку, а потом привезти в Россию и продать за сто копеек. А производить в России хотя бы гвоздь — невыгодно. Чего уж тут говорить о таком сложном продукте, как книга.

Можно ли создать хорошую, качественную гуманитарную книгу в России сегодня? Можно. Но только на нее уйдет лет шесть. И сколько же она, простите, должна будет стоить? Много, очень много.

Помощь от фондов? Наверное, но все время на нее жить не получится.

Есть ли выход? Есть.

Во Франции, к примеру, НДС на книги 4%, а где-то и вовсе его нет. А в Швеции небольшое издательство в три человека может прожить, если оно выпускает три книги в год тиражом в 2000 экз.

Как оно там выживает? Оно издает книгу по 2 доллара за экземпляр, а потом предлагает в магазины по всей стране за 10. 10% от этой суммы отходит тому, кто собирает по всей стране заказы, и еще 10% — тому, кто развозит книги по магазинам. А магазины сразу же покупают заказанные книги. «В деньги», безо всяких там отсрочек платежа. А деньги они берут в банке под льготный процент. Потом магазин ставит книги у себя за 20 долларов. Магазин может и понизить цену, он может продать и по входной цене, но это все потом, издатель от этого не страдает.

А у нас — берут у издателя по 100 рублей и ставят по 300. Не продают — возвращают издателю. В конце концов разоряются все — и издатели, и магазины, и типографии.

Такова в России система, она против производителя. Так что тут у нас всегда будет процветать только Китай.

В той же Швеции, кстати, на каждые 10 тысяч населения должен быть бассейн, библиотека и книжный магазин. Причем если книжный магазин торгует книгами без прибыли, то и налоги с него не берут. И аренда — ой какая льготная, потому что он, тот магазин, работает на культуру.

И издательства, работающие на культуру, почитаются таковыми, если имеют тиражи по книге до 2000 экземпляров. И они могут обратиться к правительству за грантами, и эти гранты дают, потому что культура всегда дешевле, чем тюрьма.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow