РасследованияПолитика

Расследования Милашиной

Этот материал вышел в номере № 44 от 20 апреля 2012
Читать
1 апреля 2013 года «Новой газете» исполняется 20 лет. Мы продолжаем новый проект: публикуем лучшее из того, что у нас выходило за это время. Просто — отрывки, авторские цитаты, отдельные картинки… Начали с Эльвиры Николаевны Горюхиной. Сегодня — расследования Елены Милашиной.

1 апреля 2013 года «Новой газете» исполняется 20 лет.

Мы продолжаем новый проект: публикуем лучшее из того, что у нас выходило за это время. Просто — отрывки, авторские цитаты, отдельные картинки…

Начали с Эльвиры Николаевны Горюхиной. Сегодня — расследования Елены Милашиной.

А дорогих читателей просим откликнуться и предложить свои любимые материалы:

Ждем!

Перед вами отрывки из двух публикаций разных лет о Беслане. Это крупнейшее (несколько десятков статей) и самое протяженное во времени расследование газеты. За эту многолетнюю работу Милашина не представлена ни к одной профессиональной премии. Таково было условие автора.

# Беслан. Есть люди, которым известно все

Это не версия, а факты, изложенные именно так и в той последовательности, как они происходили

Все эти годы «Новая газета» считала нужным не дать угаснуть бесланской теме. Не пойти на поводу управляемой информационной повестки дня, из которой Беслан вычеркнули очень быстро. Было время, когда о главном вопросе для жителей Беслана — использовании при штурме оружия неизбирательного поражения, запрещенного Женевскими конвенциями, — писала только «Новая».

Это было очень короткое время, и оно закончилось, когда с нашей помощью потерпевшие сдали прокуратуре найденные тубусы использованных огнеметов и гильзы от снарядов, отстрелянных танками. Прокуратуру вынудили признать очевидный факт, но она тут же начала придумывать отговорки: да, стреляли, но когда в школе не осталось живых заложников.

Мы слушали, сопоставляли и анализировали все оказавшиеся в нашем распоряжении источники: стенограммы судов, милицейские сводки, материалы уголовных дел, доклады обеих парламентских комиссий, особое мнение члена федеральной парламентской комиссии, депутата ГД РФ Юрия Савельева, показания очевидцев захвата, участников контртеррористической операции.

В итоге мы получили картину теракта. Это не версия, а факты, изложенные именно так и в той последовательности, как они происходили.



Нажмите на изображение для увеличения

Штурм. Хронология событий 3 сентября

C утра террористы переминируют спортзал, подвесив на стенах взрывчатку, находившуюся до этого момента на полу.

11.15. Дзасохов на встрече с жителями Беслана заявляет: «В переговорном процессе появились новые фигуры. Штурма не будет».

12.00. Закаев в телефонном разговоре подтверждает Дзасохову заявление Масхадова, прошедшее в 22.15 02.09.2004 по AFP, о своей готовности «без предварительных условий» содействовать мирному разрешению кризиса. Закаев говорит Дзасохову о своей и Масхадова готовности прибыть в Беслан под гарантии беспрепятственного проезда к школе. Дзасохов просит на организацию два часа и докладывает о разговоре с Закаевым генералу Проничеву. На полигон «Шалхи» по приказу командующего 58-й армией В.И. Соболева выдвигаются два БТРа (№826 и №833) и около 50–60 военнослужащих «Альфы» «для отработки взаимодействия».

12.55. К школе подъезжает машина и четыре сотрудника МЧС, которые должны забрать тела погибших.

13.03. Раздается сильный взрыв. Взрыв вызван разрывом термобарической гранаты, выпущенной из РПО-А (равновероятно — из РШГ-2, или гранатой ТБГ-7В из РПГ-7В1), в чердачном отсеке между крышей и потолком восточной части спортзала, примыкающей к тренажерному залу. Через 22 секунды слышен еще один взрыв, в результате которого образуется дыра под первым от основного здания школы окном спортзала со стороны школьного двора. Взрыв вызван выстрелом из РШГ-1 с пятиэтажного дома №41 со стороны Школьного переулка. Краткий промежуток времени, в который последовали взрывы, а также цель стрельбы — два боевика-«педалиста», находящиеся в спортзале, позволяют судить о приказе начать силовую операцию, поступившем снайперам ЦСН ФСБ, дислоцирующимся на крыше и пристройке домов по Школьному переулку. В результате обстрела спортзала оба боевика-«педалиста» погибают. Взрывы слышат все, кто смотрит новости в этот момент.

13.04–13.25. Из спортзала убегают способные самостоятельно передвигаться заложники. Выжившие заложники фиксируют, что бомбы, закрепленные террористами в баскетбольных кольцах, на стульях и в центре зала, не взорвались. Многих (около 300 человек) заложников, сохранивших способность двигаться, но не успевших убежать из спортзала, боевики загоняют в основное здание школы — в актовый зал, столовую и мастерские.

13.05. В штаб поступает сообщение о возгорании восточной части спортзала, чердачного помещения над тренажерным залом. (От разрыва в чердачном помещении термобарической гранаты в потолке спортзала образовалась дыра размером примерно метр на метр. Края дыры, утеплитель и деревянные балки тлеют.)

С этим сообщением ознакомлены руководитель штаба Андреев, руководитель боевой операции Тихонов, министр МЧС РСО-А Дзгоев и другие. Пожарные машины пытаются выехать на пожар, но Тихонов приказывает оставаться на месте в полной готовности.

13.30. Оперативный штаб сообщает, что боевики открыли по бегущим детям огонь. В районе школы идет шквальная перестрелка. Кто и куда стреляет, понять невозможно.

14.20–14.55. В спортзале, в результате пожара взрывается мощное самодельное взрывное устройство. В это же время к школе подбегают гражданское население, местные омоновцы, спецназовцы ВВ. Начинают производить хаотичную эвакуацию раненых и убитых (боевиков в спортзале нет) в результате взрывов заложников. Снайперы-террористы ведут огонь из окон второго этажа. Пожар разгорается, горят деревянные конструкции чердачных перекрытий, потолок, угол у входа в спортзал со школьного двора и сваленные здесь же парты и вещи заложников. Спецназ ЦСН ФСБ наносит удары реактивными гранатами из различного вида оружия по окнам второго этажа южного корпуса школы, параллельного спортзалу. В этот момент в южном корпусе могли находиться выведенные из спортзала террористами и рассредоточенные по всей школе заложники. Танки №325 и №328 выдвигаются на боевые позиции вблизи школы.

Саперы 58-й армии Набиев и Гаглоев без приказа (добровольно) проводят разминирование тренажерного зала. Население пытается тушить пожар с помощью вневедомственных пожарных машин завода «Исток». Началось обрушение потолка спортзала, часть спортзала полыхает. БТР №826 возвращается с полигона «Шалхи» и сразу же включается в штурм — прикрывает спецназ ВВ во дворе школы №1. Там же находился второй БТР, предположительно №519.

14.25. Один из танков произвел выстрел по зданию школы. Потом оба танка маневрируют…

14.55. Пожар активно развивается, обрушается часть потолка и шиферного покрытия спортзала. В зале еще есть живые заложники. Спецназ ЦСН ФСБ РФ наносит удары из РПО-А (равновероятно также, РПГ-7В и РПГ-7В1) по крыше основного здания школы. Боевой вертолет Ми-24, вероятно, гранатой ТБГ-7В, наносит удар по крыше корпуса школы, прилегающего к спортзалу (в чердачном помещении между крышей и потолком кабинета осетинского языка находился снайпер-боевик). Продолжает обстреливаться здание южного (параллельного спортзалу) корпуса школы из РПГ-26 и РШГ-2. Из РПО-А наносится удар по крыше южного корпуса, примыкающего к флигелю столовой.

15.00. Оба танка стреляли неоднократно по школе по наводке офицеров ЦСН ФСБ РФ, находящихся с рациями как на танках, так и в школе. В результате танковых выстрелов решетки срывают с окон, и они вваливаются в помещение столовой. В 16.00 в столовую через окна заходит спецназ ЦСН ФСБ РФ. Танки прекращают стрельбу.

15.10. Генерал ФСБ Тихонов дает команду подразделениям «Альфа» и «Вымпел» заходить в школу. Начинается непосредственная зачистка школы от боевиков. Также Тихонов дает приказ министру МЧС РСО-А Дзгоеву на тушение пожара в спортзале.

15.27. Именно в это время пожарные (ПСЧ №6 МЧС РСО-А) начинают подавать воду в спортзал. Активно горит деревянный пол, свободный от тел заложников, начинают гореть переплеты оконных рам и деревянные облицовки батарей. К тушению пожара подключаются остальные силы МЧС РСО-А.

15.28. Крыша спортзала обрушена полностью, за исключением небольшой части, прилегающей к западной стене спортивного зала. Сильно горит пол спортзала в западной, восточной и центральной частях.

16.37. Первый заход сотрудников МЧС с пожарным рукавом в спортзал.

17.00. Пожар потушен.

17.25. В коридоре рядом со столовой спецназовцы ЦСН ФСБ РФ устраивают минуту молчания в память погибших товарищей.

0.00. Стрельба из РПО-А по южному флигелю для обрушения стен и потолка учебных мастерских. Причина обстрела до сих пор неизвестна. Подвал, несмотря на сообщения официального штаба (по официальной версии, именно там оставались террористы и отстреливались до последнего), абсолютно цел (это можно увидеть и сегодня, побывав в школе). Признаков нахождения там террористов и следов боя не обнаружено.

Итог: 4 сентября из спортзала вынесено 112–116 тел обугленных заложников. Из остальных помещений школы сотрудники МЧС в этот же день вынесли 106–110 человек, погибших в южном флигеле школы, в столовой, в актовом зале и других помещениях школы. Общий учет тел (вместе с 18 заложниками, убитыми террористами), найденных в школе 4 сентября, — 237. Все они были вынесены на школьный двор (место проведения торжественной линейки), а потом перевезены в морг г. Владикавказа.

28.08.2006

# Агентура вышла из-под контроля…

Как мелкая оперативная игра с боевиками закончилась самым кровавым терактом в истории России

<…> Информация о готовящемся летом 2004 года теракте в Осетии поступала с пугающей регулярностью. Начиная с шифрограмм из Москвы и заканчивая полученными от силовиков Чечни предельно конкретными сведениями…

Этой темы как будто не существует для следствия, хотя в материалах уголовных дел по Беслану есть немало информации о том, что предшествовало непосредственно захвату первой школы.

Показания Шамиля Басаева

Единственный, кто предпринял попытку ответить на эти вопросы, как ни странно, — Шамиль Басаев. 31 августа 2005 года на сайте боевиков «Кавказ-центр» было опубликовано скандально известное письмо Басаева «У нас есть много что рассказать по Беслану…».

<…> Так он(террорист-агент Ходов. — Прим. ред. ) «вошел в доверие» ко мне, и мы с весны 2004 года «совместно» со спецслужбами Русни готовили захват правительственного комплекса Северной Осетии, планируя его на 6 сентября — День независимости ЧРИ. Группу должны были встретить спецслужбы при въезде во Владикавказ и уничтожить, а Ходов должен был спрятаться в канализационный люк, как Шарапов в подсобке. Нам с 31 августа открыли коридор для активного сбора разведданных, и мы по нему зашли в Беслан, «перепутав» время и объект нападения…»

<…> У следствия письмо Басаева вызвало настоящую истерику. Николай Шепель (тогда замгенпрокурора по ЮФО) с ходу назвал заявление Басаева «бредом сивой кобылы» и «информационным терактом». Посыпались обвинения в адрес тех СМИ, которые перепечатали письмо Басаева. <…>

О связи террориста Ходова с североосетинским УБОПом как-то позабыли…

Секретные материалы

В основном деле по Беслану есть секретный документ, который необходимо наконец предъявить общественности. Этот документ называется «Представление об устранении нарушений Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности»». Подчеркиваю, он подготовлен прокурором Северной Осетии А.А. Бигуловым для заместителя главы МВД РФ генерал-полковника Панькова еще в октябре 2004 года .

«Установлено, что УВД г. Майкопа направляло в Кировский РОВД (по месту жительства Ходова.Е.М. ) разыскные задания 5 раз… однако меры к установлению местонахождения и задержанию Ходова В.А. приняты не были <…>

Руководствуясь ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предлагаю:

<…>Поручить службе безопасности проверить информацию о контактах сотрудников УБОП МВД РСО-А и Кировского РОВД с Ходовым В.А. <…>

Привлечь к строгой дисциплинарной ответственности лиц, виновных в служебной халатности и бездеятельности при розыске Ходова В.А.».

…Неизвестно, был ли допрошен в рамках бесланского дела Роман Сохиев, на момент теракта в Беслане и.о. начальника УБОПа РСО-А. Но именно ему начальник службы безопасности МВД Казбек Мамаев адресовал в августе 2004 года рапорт о готовящемся захвате детей. По данным «Новой газеты», никакой работы по этому рапорту проведено не было.

Дважды Роман Сохиев давал показания в суде по поводу захвата школы…

Вот эти показания.

Прокурор Рамонова: Поступал ли в ваше управление в конце августа 2004 года приказ №500 МВД РСО-А?

— Нет.

— К вам поступала телетайпограмма №1751 от 18.08.2004 с предупреждением о готовящемся теракте по «буденновскому сценарию»?

— У нас нет телетайпа, поэтому указанный документ мог прийти как приказ из МВД, но я не помню такого.

<…> На главный вопрос: «Чем можно объяснить, что никакой работы по розыску Ходова не проводилось?» — ответ практически ясен. Видимо, не было задачи на его РЕАЛЬНОЕ задержание, потому что Ходов и так был под контролем республиканских спецслужб. При этом как минимум с 2003 года Ходов одновременно являлся и боевиком Шамиля Басаева.

Следователи, которые передали в «Новую газету» информацию о связке Ходов — Басаев — УБОП, не работают больше по бесланскому делу. Но они зацепились за эту связку, раскрутили ее и теперь вполне представляют себе картину преступления, совершенного в Беслане. Это именно классическое заказное преступление, а не бессмысленный и беспощадный теракт. Заказчик — не Басаев. Его попытались использовать те, кому нужна была дестабилизация в Северной Осетии. И цель у этой дестабилизации, я уверена, была очень конкретная — смена власти в республике. А Басаев вышел за рамки установленных правил игры. Он и Абу-Дзейт выбрали мишенью первую школу в Беслане, а не комплекс правительственных зданий. И воспользовавшись полученным «допуском», «зашли» наконец в Северную Осетию.

31.08.2009

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow