СюжетыОбщество

Концы веревки 2005 года

В Республике Марий Эл через семь лет вернулись к расследованию самоубийства трех подростков, покончивших с собой после «беседы» в РОВД

Этот материал вышел в номере № 45 от 23 апреля 2012
Читать
В Республике Марий Эл через семь лет вернулись к расследованию самоубийства трех подростков, покончивших с собой после «беседы» в РОВД

Семь лет назад этот случай коллективного самоубийства потряс Марийскую Республику: в районном центре Сернур повесились три подростка. Случилось это после того, как с ними «провели беседу» в Сернурском РОВД.

3 марта 2005 года ребят задержали по подозрению в краже трех кроликов. Подростки рассказали родственникам, что из них силой выбивали признания в краже и велели прийти в милицию с родителями 9 марта. В ночь на 9 марта 14-летние Артем Кислицин и Сережа Богданов с 15-летним Володей Романовым совершили коллективный суицид.

Понятно, возник вопрос: «Что же такое происходило с подростками в милиции, если они предпочли смерть новой встрече со стражами порядка?» Никто не знал, как велась та беседа. Вопреки требованиям закона на допросе не присутствовали ни родственники, ни педагоги, ни какие-либо представители несовершеннолетних подозреваемых. Работники милиции эти нарушения закона позже объяснили легко: «Мы действовали в соответствии со сложившейся практикой».

Впрочем, особых объяснений с них никто и не потребовал. Когда мать одного из подростков, Эльвира Кислицина, обратилась в прокуратуру с жалобой на пытки в милиции, в возбуждении уголовного дела было отказано. Таких отказов было несколько, и их признавали обоснованными местные суды: и Сернурский районный суд, и Верховный суд Республики Марий Эл. Потом к делу подключились правозащитники. Долго ли коротко ли, юристы из Межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» (Нижний Новгород) дошли до Европейского суда. В 2011 году Российская Федерация признала факт нарушения Европейской конвенции по делу «Эльвира Кислицина против России» и подписала мировое соглашение, по которому матери, потерявшей сына, государство обязалось выплатить компенсацию морального вреда.

Ситуация изменилась, и, как сообщил «Новой газете» руководитель представительства «Комитета против пыток» в Марий Эл Дмитрий Егошин, правозащитники решили продолжить усилия: они обратились к прокурору Сернурского района с заявлением о возобновлении расследования. И снова получили отказ. Обратились в суд, и он постановил, что решение Европейского суда означает появление в деле новых обстоятельств. И дело в конце концов было возбуждено.

Причастных к событиям семилетней давности правоохранителей было пятеро. Один уже вышел на пенсию, второй недавно задержан и взят под стражу — у него в кабинете нашли крупную партию наркотиков. Трое остальных успешно прошли переаттестацию и стали полицейскими.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow