СюжетыКультура

Из-под дуба, из-под вяза

Персональная выставка живописи Александра Шилова-младшего в Veresov Gallery

Этот материал вышел в номере № 47 от 27 апреля 2012
Читать
Персональная выставка живописи Александра Шилова-младшего в Veresov Gallery

Елена ГУБАЙДУЛЛИНА

Александр Шилов-младший (сын популярного портретиста Александра Шилова-старшего) — художник грамотный, знающий и очень старательный. И природу любит искренне. К своим тридцати семи годам он написал столько вариаций на темы осени, зимы, лета и весенней оттепели, что успел стать и членом-корреспондентом Российской академии художеств, и действительным членом Европейской академии наук в Ганновере, и во многих выставках поучаствовал, получил много наград и даже отправлял свои картины в космос. То, что Шилов-младший владеет ремеслом живописца, видно даже на расстоянии нескольких метров от его полотен. Пейзажи художника, выставленные в Veresov Gallery, ласкают взор и способны украсить любой респектабельный интерьер. Ненавязчивые виды лесных опушек, речных берегов и озерной глади, окруженной уютной зеленью, и в классическую обстановку органично впишутся, и хай-тековский минимализм оживят.

Устроители выставки не скрывают прикладного значения полотен. Вдоль стен с картинами красуется богатая мебель из карельской березы, искусно сделанная под старину. Массивные резные рамы, украшенные тщательно состаренной бронзой, придают живописным холстам законченность, превращая их в поистине дорогие вещи. На стенах огромных залов просторных особняков такой Fine Art смотрелся бы прекрасно. Особенно издалека. Но при ближайшем рассмотрении березы, дубы и ели, опушки, тропинки, закаты и рассветы видятся всего лишь мертвыми слепками живой природы. Художник прекрасно знает законы световоздушной и линейной перспективы и мастерски их использует, правильно воспроизводит формы деревьев и трав, применяет беспроигрышные композиционные приемы, знает толк в пропорциях и золотом сечении. Работает с натуры. Но пишет, будто преодолевая сон. Намеренно не прописывает дальние планы, оставляя детали на уровне подмалевок, добивается иллюзии размытости и ощущения какой-то заторможенности. В пейзажах Шилова есть и свет, и простор, но все умерло…

Пресс-релиз к выставке гласит, что Александр Шилов-младший продолжает традиции Шишкина, Саврасова и Левитана. Утверждать сегодня такое, все равно что мнить себя последователем Тициана или Рембрандта. Подлинные традиции не существуют вне времени, вне цепочки сменяющихся поколений. Традиции мнимые застывают навсегда, провоцируя воспроизводство вялых отражений. Но если очень хочется, чтобы вокруг все было красиво, почему бы не наводнить мир релаксирующими пейзажами, как это сделал Шилов? Рассматривая его плавную и тихую живопись, думать не надо. Если, конечно, не захочется поиграть в угадайку, что именно художник взял у Шишкина, Саврасова и других мастеров прошлого.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow