СюжетыКультура

Мюнхен слушает

Завтра в городе — «Долгая ночь музыки». 400 концертов. Десятки тысяч зрителей. И один билет — за 15 евро

Этот материал вышел в номере № 47 от 27 апреля 2012
Читать
Завтра в городе — «Долгая ночь музыки». 400 концертов. Десятки тысяч зрителей. И один билет — за 15 евро
Изображение

Вот любопытно, сколько человек нужно, чтобы в большом городе устроить грандиозный музыкальный праздник? Обычно приходится подключать городские власти всех мастей, управление культуры города, аналогичные структуры в районах. Получать бюджетные дензнаки, спонсорские пожертвования, составлять сметы, находить людей… Для креатива, для рекламной кампании, для контроля, для охраны, для непосредственной организации праздничного марафона… В общем, нелегкая, и главное, безумно дорогая история. В полуторамиллионном Мюнхене такие истории сочиняют и осуществляют 8 человек.

Помимо «Долгой ночи музыки» эти же люди (см. справку «Новой») умудряются каждый год проводить «Долгую ночь музеев», а в 2008 году впервые в мировой практике организовали «Долгую ночь спорта». Все это — частная инициатива предприятия с ограниченной ответственностью MuenchenKulturGmbH, где и трудится великолепная восьмерка, развлекающая огромный город, который часто называют культурной столицей Германии и про который великий Мендельсон-Бартольди когда-то писал: «Здесь чрезвычайно много предрасположено для музыки…»

С этим городом связаны имена Моцарта, Вагнера, Рихарда Штрауса. Этот город имеет 350-летнюю оперную историю. Этот город славится своими роскошными концертными залами и стремлением заполучить к себе все новое, что существует в современном музыкальном мире.

Восемь человек со своей частной инициативой ситуацией воспользовались и год за годом устраивают праздники, масштабом своим поражающие любое воображение.

Изображение

Четыреста концертов за одну ночь — как вам это нравится? Мне — очень. Настолько очень, что который год пытаюсь объять необъятное… То есть, конечно, не на всех четрыхстах побывать, но хотя бы сами возможности оценить. И атмосферу. Собственно, наверное, для этого и придумана «Долгая ночь музыки».

В жанровом отношении — полная свобода. То есть и классика, и поп, и джаз, и церковная музыка, и латиноамериканская, и салонная, и свинг, и хип-хоп, и школа танцев, и барды, и опера, и рок. В общем, глаза разбегаются и уши не знают, за что хвататься…

Правда, организаторы праздника предполагают возникновение таких физиологических проблем у любителей музыки. Поэтому выпускают рекламные буклеты, где все расписано: что, где и когда. Рисуют карты. Арендуют автобусы, которые курсируют вокруг центров музыкального брожения.

Учитывают всё. Кроме одного пустяка. Музыкальных фанатов многовато. Музыкальные залы не справляются. Приходится подключать холлы мюнхенского метро. Выставочные автомобильные центры. Музейные помещения. Консерваторию. Замки. Храмы. Отели. Пивные. Балетные школы. Музыкальные… Трамваи и автобусы. Все равно места мало!

Пару лет назад, во время очередной «Ночи музыки» я ощутила это в полной мере. Особенно нелегко пришлось в трамвае: звонком, тесном, громогласном, несущемся по ночному Мюнхену как фантастический, праздничный вагон-призрак. Джазовых музыкантов, легко вписавшихся в трамвайный формат, я фотографировала, зажатая со всех сторон веселым танцующим народом. А еще в трамвае наливали…

Впрочем, в рок-кафе, пианобарах, клубах, где выступают не самые известные музыканты, такой уж сумасшедшей толчеи не бывает. Во всяком случае, место найти можно. Покажи бумажную ленточку на руке (это и есть билет стоимостью 15 евро), садись за любой столик или на диванчик около стены, или уж прямо на пол, и наслаждайся. Что я обычно и делаю.

Хотя просто зрителем на этом празднике оставаться невозможно. Мне, например, пришлось учиться танцевать ча-ча-ча, играть на старинных барабанах, тренироваться у балетного станка… А однажды я решилась принять участие в мастер-классе по обучению вокалу под девизом «Пой как звезда!», где баварский певец (в программке была скромная приписка: Popstar!) RobinDучил народ правильно дышать, брать верхнее до и какое-то там нижнее ля, ну и прочим премудростям. Все эти упражнения воспринимались публикой с возрастающим восторгом, ну а когда начали вызывать добровольцев и наш (наша?) Popstar! на глазах у изумленных профанов стал что-то вытягивать даже из самых слабеньких голосов, началось что-то невообразимое: каждый захотел спеть, и скромные люди вроде меня не успели — ночь кончилась…

Впрочем, обычно в таких местах я долго не задерживаюсь. Жду основных мероприятий. Или самых необычных. В этом году — именно такое состоится в католической кирхе Святой Урсулы. Там, вместе с христианской музыкой, знаменитыми псалмами Арво Пярта, прозвучит еврейская музыка — KaballahSchabbat(Встреча Субботы). Автор — бывший мюнхенец, вынужденный в тридцатых годах покинуть Германию, известнейший израильский дирижер и композитор — Пауль Бен-Хаим. Участвуют в этом интеррелигиозном проекте исполнители из 20 стран… А после концерта музыканты и их слушатели вместе пройдут к домам, недалеко от церкви, в районе Швабинг, где когда-то жили еврейские семьи… И в память о них вновь настроят свои скрипки.

Но все-таки самые пафосные музыкальные перформансы сосредоточены в Национальной опере, в Высшей школе музыки и театра, в концертном зале выставочного центра «Мир БМВ» и, конечно, в Гастайге — знаменитой баварской филармонии.

Вот там, действительно, не знаешь куда кинуться: выступления популярнейших молодежных ансамблей в зале BlackBox; мастер-классы игры на экзотических музыкальных инструментах, BigBandв Carl-Orffзале; празднование 150-летия со дня рождения Дебюсси, экспериментальная компьютерная музыка в представительском холле библиотеки, скрипичные концерты в малом зале, презентации новых групп прямо в фойе этого огромного культурного центра. Здесь в ночь с 28-е на 29-е пройдет 30 концертов.

…В одну из таких незабываемых ночей баварские меломаны настроились на классический мюзикл Фредди Меркури «WeWillRockYou», который начинался в Гайстаге в 23.00. Я пришла за час до начала. И стояла в длиннющей очереди. Погорячилась: захотела в партер. А когда открыли двери и народ мощной рекой потек в зал, стало ясно, что в партере «на всех не хватит». Стоящие в конце очереди ринулись наверх, а нерасчетливые типа меня, оказавшиеся как раз в середине, не успели ни сюда, ни туда. (Для справки: большой зал филармонии вмещает две с половиной тысячи зрителей.) Напрасно я, в дополнение к платной ленточке, показывала охранникам журналистское удостоверение, напрасно лепетала: «Мне бы только в углу постоять» — все было напрасно. Похоже, что если бы я вытащила паспорт с фамилией канцлера Германии, результат был бы такой же. Все улыбались, входили в положение, но ничего поделать не могли. Стоять не положено, и все тут. Я даже по этому случаю слоган придумала: «В Германии если нельзя, но очень хочется, все равно нельзя».

Так и не пришлось мне испытать чувство ностальгии, послушав в новом исполнении рок, ставший классикой двадцатого века.

Но зато не осталась без классики в классическом смысле этого слова. В Баварии о ней забыть невозможно. Тем более — в «Ночь музыки». Поэтому и в мюнхенском Доме искусств, и в Опере, и в филармонии, и в многочисленных кирхах — звучат самые великие.

В одну из таких ночей в Sankt-Lukas-Kircheя слушала Моцарта. Будто с небес лилась божественная музыка, горели свечи, пел хор, читали письма композитора; люди приходили, слушали, шли дальше, чтобы еще больше узнать, почувствовать, отогреться…

Справка «Новой»

Muenchner Kultur GmbH — Общество с ограниченной ответственностью «Мюнхенская культура». Организовано 15 лет назад. «Долгую ночь музыки» проводят уже в 13-й раз. Основные финансовые поступления — за счет продажи билетов. Каждый год — более двадцати тысяч штук. Кроме того, спонсором этого гигантского проекта выступают концерн «БМВ» и мюнхенское транспортное общество MVG, которое выделяет автобусы, курсирующие в режиме нон-стоп каждые десять минут по четырем маршрутам, охватывающим более 120 концертных площадок.

Организаторы Ночи музыки и Ночи музеев —Верена Тиль -- руководитель проекта и ее команда: менеджер по связям с общественностью Карин Хорх, заместитель руководителя проекта Юлия Ландгребе, сотрудники, осуществляющие общую организацию и конкретную реализацию любимого музыкального праздника Мюнхена, — Флориан Сикст, Давид Бопперт, Бернхард Вильдман, Наташа Штенценбергер (последняя — с русскими корнями). Директор общества -- Ральф Габриэль.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow