СюжетыЭкономика

«Суперджет» рухнул. Вместе с продажами?

На борту разбившегося в Индонезии лайнера были главные потенциальные покупатели этой надежды отечественного авиапрома

Этот материал вышел в номере № 50—51 от 11 мая 2012
Читать
9 мая самолет Sukhoi SuperJet-100 потерпел крушение во время демонстрационного полета в Индонезии. В 14.45 по местному времени он пропал с экранов локаторов, связаться с экипажем диспетчерам не удалось. Обломки воздушного судна обнаружили спустя почти сутки на отвесном склоне горы Салак...

9 мая самолет Sukhoi SuperJet -100 потерпел крушение во время демонстрационного полета в Индонезии. В 14.45 по местному времени он пропал с экранов локаторов, связаться с экипажем диспетчерам не удалось. Обломки воздушного судна обнаружили спустя почти сутки на отвесном склоне горы Салак. По последним данным, в момент крушения на борту самолета находилось 45 человек. Большинство — индонезийцы, представители авиакомпаний, потенциально готовых приобрести российскую новинку. 8 человек, включая членов экипажа, — россияне. На момент подписания номера никакой информации о выживших в этой авиакатастрофе не поступало.

Демонстрационные полеты Super Jet по азиатским странам (3 мая самолет был в Казахстане, 5-го — в Пакистане, 7-го — в Мьянме, а 11 и 14 мая должен был побывать в Лаосе и Вьетнаме) проходили в рамках первого рекламного тура для этой модели. Борт пропал с экранов локаторов во время возвращения со второго индонезийского демонстрационного полета (в первом все прошло штатно). Экипаж запросил снижение до высоты 6000 футов, получил разрешение от диспетчера и после этого на связь больше не выходил. Непосредственно в зоне снижения самолета находилась гора Салак высотой 6200 футов.

Аварийный маяк международной системы КОСПАС-SARSAT (космической системы поиска аварийных судов) Superjet -100 не отвечал ни на одной частоте — с борта не поступали сигналы от датчиков приводнения или столкновения с возвышенностью. Поиски самолета осложнялись плохой погодой и сложным рельефом местности. 9 мая в предполагаемый район крушения выдвинулись пешие отряды спасателей. Присутствующие в Джакарте российские журналисты пытались дозвониться на мобильные членов экипажа и пассажиров — звонки иногда проходили, но трубку никто не брал. Поиски с воздуха удалось начать только утром следующего дня. Вскоре после этого обломки самолета на почти вертикальном склоне Салака обнаружили с вертолета. Высадиться на месте крушения спасателям не позволила погода. Специалисты отмечают, что шансы обнаружить на месте крушения живых людей призрачны.

Эксперты полагают, что катастрофа могла быть связана с ошибкой экипажа или диспетчера, и напоминают, что на борту Superjetдолжна была сработать система оповещения об опасном сближении с землей.

Крушение Superjet-100 — первое авиационное происшествие с самолетами этого типа, повлекшее человеческие жертвы.

Напомним, решение о создании нового отечественно регионального пассажирского самолета было принято в 2000 году. Однако первый опытный экземпляр поднялся в воздух только в 2008-м — несмотря на то, что уже в том году производитель «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) обещал поставить на рынок шесть серийных экземпляров. По подсчетам «Новой», разработка Superjet-100 потребовала беспрецедентных финансовых вложений — около 7 млрд долларов, из них 2,5-3 млрд — были выделены напрямую из бюджета ( подробно об этом «Новая» писала в №16 от 15.02.2012 ). Из-за значительного отставания от заявленного потенциальным покупателям графика поставок многие европейские заказчики отказались от многомиллионных предварительных контрактов. Несмотря на то, что именно европейский рынок первоначально рассматривался производителем как приоритетный, объективную возможность окупить хотя бы часть вложений предоставлял рынок азиатский: только с индонезийскими компаниями «Гражданские самолеты Сухого» заключили твердые контракты на поставку более чем 40 самолетов, а суммарно азиатские поставки могли бы превысить 70 экземпляров. Однако 10 мая стало известно, что Индонезия приостановила закупки лайнера до выяснения причин катастрофы.

Борт, разбившийся в горах недалеко от Джакарты, был третьим летным экземпляром Superjet-100 и принадлежал КБ Сухого. Командовал экипажем летчик-испытатель Александр Яблонцев, который активно участвовал в испытаниях Superjet-100. Помимо Яблонцева из граждан России на борту в момент крушения находились второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, полетный инженер Александр Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков, менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

Позавчера в Индонезию должны были вылететь представители Росавиации, Объединенной авиастроительной корпорации (куда входят ГСС), Минпромторга и МАК. Главным следственным управлением Следственного комитета России по факту крушения возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow