КолонкаПолитика

Правило двух бьющих ключей

Власть будет одновременно имитировать диалог с обществом и «размазывать» его «печень» — для этого и существуют два лидера

Этот материал вышел в номере № 52 от 14 мая 2012
Читать
Власть будет одновременно имитировать диалог с обществом и «размазывать» его «печень» — для этого и существуют два лидера...

Древний «принцип талиона», известный еще с ветхозаветных времен: око за око, зуб за зуб, был дополнен пресс-секретарем то ли премьера, то ли президента Дмитрием Песковым, который приравнял одного раненого омоновца к печени протестующего. Если учесть близость речевого строя Пескова и Путина (пресс-секретарь отличается от патрона только тем, что эксплуатирует образ гламурного бонвивана, в подтексте каждой фразы которого лежит второй семантический слой — «ну вы ж понимаете, о чем я»), то можно предположить: что у нацлидера в голове, то у его споуксмена на языке. А значит, речь идет о выбранной стратегии «диалога» с гражданским обществом: бить и винтить будут безжалостно.

Одновременно с «винтажом» оппозиционеров и словесными интервенциями говорящих голов режима, который становится «кровавым» уже не в метафорическом, а в реальном смысле слова, Дмитрий Медведев обозначил другую стратегию — поиска решений в собственно диалоге со сливками гражданского общества. Это то, что называлось и пока еще называется «открытым правительством».

Последняя встреча с активом «открытого правительства», впрочем, обнаружила две вещи. Первая. Этот механизм, призванный установить обратную связь если не с обществом, так хотя бы с экспертным сообществом, судя по высказываниям Дмитрия Медведева, Аркадия Дворковича, Сергея Иванова, трансформируется в банальную правительственную комиссию. Подобного рода комиссии бывали в некоторых кабинетах министров, в лучшие времена, например, очень эффективной была комиссия по экономической реформе, служившая противовесом консерваторам, сырьевикам и силовикам в правительстве. Кроме того, на базе медведевской площадки будет создан экспертный совет, что тоже не является новым механизмом: при Белом доме всегда работали подобного рода структуры. Попутно выяснилось, что наработки «открытого правительства» могут лечь в основу «Основных направлений деятельности правительства до 2018 года» (значит, Медведев твердо намерен оставаться в кресле премьера все эти годы). А как быть в таком случае с уже написанной «Стратегией-2020»? Заодно все эти танцы с экспертами нужно привести в соответствие с одним из первых указов Путина — «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где правительству Медведева поручено до 1 сентября утвердить концепцию «российской общественной инициативы». То есть президент поручает премьеру работать с гражданскими инициативами (правда, только в том случае, если они за год наберут поддержку в интернете 100 тысяч граждан).

Словом, странное «открытое правительство» трансформируется в банальные, но уже совсем не странные правительственные структуры с не менее банальным экспертным узким горлышком и стандартной работой с «письмами и обращениями трудящихся». И, собственно, это вторая тема: как это горлышко превратить в неимитационный институт реализации хотя бы предложений экспертов? И как тем самым заслужить доверие продвинутых слоев общества, которые уже не видят в медведевских начинаниях канал влияния на власть, предпочитая площадь?

Судя по заседанию правительства, Медведев вроде бы осознает масштаб проблемы: «Кто-то вообще разочарован в диалоге с властью и возможности что-либо изменить… Уровень недоверия весьма и весьма высок». На этот счет высказался и участник «открытого правительства» — ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев: «Я вчера ходил на Чистые пруды, где увидел многих людей, которые с нами работали в «открытом правительстве». Эти люди, к сожалению, пока не верят в то, что «открытое правительство» будет делать то, что оно говорит. Мне кажется, это огромная проблема для всех нас, и о ней не надо забывать, это ещё болезненнее, чем казалось». Гуриев привел слишком очевидный пример с ничем не обоснованным «винтиловом» Алексея Навального (чудовищный ролик с избиением беременной еще в тот момент не пошел в массы). И вот здесь не нашел понимания, услышав в ответ предсказуемые, слишком предсказуемые слова о необходимости судебной экспертизы. Замкнутый круг: гражданское общество твердит об ангажированности судов властью, а Медведев повторяет мантру о судебных оценках происходящего. Вот в этом-то и зарыт корень недоверия! В этом-то и причина разочарования даже самых компромиссных представителей гражданского общества и экспертного комьюнити в самой возможности модернизации сверху!

Вот и получается на выходе, что, с одной стороны, власть, уже не стесняясь, переходит к прямым репрессиям, а с другой — продолжает имитировать мирный диалог. И из этого порочного круга «двух ключей» — путинского и медведевского — никак не может соскочить. Сугубо по одной причине, которая отмечена в статье Семена Новопрудского, публикуемой в этом номере «Новой» на полосе «Мнения & Комментарии»: основной смысл существования власти третьего срока Владимира Владимировича — ее самосохранение. Никакого движения вперед, никаких компромиссов с гражданским обществом в этой ситуации быть не может. Власть будет бить своими «двумя ключами». И, как справедливо говорят в простонародье, всё по темечку…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow