КолонкаПолитика

Вечерний звонок в Токио. Власти Японии в восторге от первых дипломатических экзерсисов президента Владимира Путина

Этот материал вышел в номере № 52 от 14 мая 2012
Читать

Телефонный звонок из Москвы раздался в резиденции главы правительства Японии поздним вечером в пятницу. О нем российские власти, как полагается, по закрытым каналам предупредили заранее: мол, президент Владимир Путин хотел бы переговорить. Беседа состоялась и очень, говорят, понравилась японскому премьеру Ёсихико Ноде. Разговор с Путиным дал ему надежду на продолжение операции, которая сейчас стала одной из главных в дипломатии Токио.

Нынешнему правительству Японии особо похвастаться нечем: на прошлой неделе, например, оно призналось, что и без того фантастический государственный долг страны за минувший квартал еще вырос и превысил 12 триллионов долларов. Повысить налоги и принять другие меры по нейтрализации этой финансовой бомбы замедленного действия кабинету пока не удается из-за сопротивления достаточно сильной оппозиции в парламенте. Надвигающимся жарким летом стране грозят энергетические проблемы: после аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии под давлением местных органов власти остановили все атомные станции. В сфере дипломатии тоже все без особых достижений и перспектив. И вдруг что-то серьезное, как показалось в Токио, замаячило на, казалось бы, самом безнадежном направлении — в затяжном вялом споре о Южных Курилах.

На последнем этапе президентства Дмитрия Медведева Москва вела себя жестко, почти в стиле СССР: постоянно давалось понять, что вопрос об островах закрыт окончательно, отстаньте. Однако в марте на встрече с главными редакторами ряда иностранных газет тогда еще премьер Владимир Путин на вопрос о Южных Курилах вдруг заявил о возможности «добиться приемлемого компромисса». Напомнил и о том, что он лично признает положения советско-японской Совместной декларации 1956 года, в которой Москва выразила готовность после подписания мирного договора подарить меньшую часть Южных Курил соседу «в знак доброй воли». Употребил Путин и весьма многозначительный термин из дзюдо — «хикивакэ». Что означает «ничья».

В Токио это было воспринято как весьма развернутый призыв активизировать переговоры. Крайне оптимистично на слова Путина отреагировали и в японском МИДе, и в политической элите — даже в части оппозиции. В Москву в апреле спешно командировали председателя политсовета правящей партии Сэйдзи Маэхару: он встретился с большими людьми, всячески зондировал почву, делал намеки и даже обещал изучить очень интересный для «Газпрома» вопрос о строительстве трубопровода с Сахалина в Японию. Говорил и о возможности существенного расширения закупок в России энергоресурсов.

Вслед за ним в Россию для развития успеха собирались направить бывшего премьер-министра Ёсиро Мори — ставка делалась на его давнее личное знакомство с Путиным. Главная цель была в подготовке двусторонней встречи на высшем уровне в ходе предстоящего в мае саммита «восьмерки» в американском Кэмп-Дэвиде. Японский премьер Нода был бы счастлив, если бы Путин повторил ему в ходе этой беседы даже что-то туманное о своей готовности на «хикивакэ» — ничью. Это можно было бы подать как грандиозный шаг вперед, как колоссальную дипломатическую победу.

И тут приключился облом: президент Путин позвонил президенту Обаме и сообщил, что в Кэмп-Дэвид не едет, поскольку будет занят формированием российского правительства. Это вызвало страшное уныние в Токио — рушилась вся тщательно задуманная комбинация, дипломатический успех отменялся.

В японском МИДе заговорили о необходимости «перегруппироваться», поездку экс-премьера Мори отложили. Тут-то и раздался в резиденции главы японского правительства телефонный звонок из Москвы. Путин, как сообщают в Токио, извинился за отмену встречи в Кэмп-Дэвиде и согласился провести ее в конце июня — когда на одном из мексиканских курортов состоится совещание лидеров двадцати ведущих стран планеты, включая Россию и Японию.

Короче, в Токио вновь все закипело — в эти выходные там подтвердили, что экс-премьер Мори опять собирается в поездку для неформальной беседы с Путиным, призванной прояснить его намерения. Вряд ли, конечно, все это приведет к сдвигам по Южным Курилам — Москве сейчас не до экспериментов с территориальными проблемами. Однако одно можно сказать точно: Токио теперь будет оказывать максимальное содействие самому успешному проведению этой осенью во Владивостоке саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который предполагается превратить в триумф путинской дипломатии.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow