СюжетыПолитика

Лучшее месторождение в России: Чистые пруды

Московский опыт демократии прямого действия. Как устроен быт протестного лагеря, который похож на нормальное государство. Здесь убирают мусор, помогают бедным, читают книги, спорят, но уважают друг друга. Из этого государства никто не собирается эмигрировать. Потому что впереди много интересного

Этот материал вышел в номере № 52 от 14 мая 2012
Читать
Московский опыт демократии прямого действия. Как устроен быт протестного лагеря, который похож на нормальное государство. Здесь убирают мусор, помогают бедным, читают книги, спорят, но уважают друг друга. Из этого государства никто не собирается эмигрировать. Потому что впереди много интересного

Импровизированный лагерь в центре Москвы у памятника казахскому писателю Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре возник стихийно в ночь с 6 на 7 мая. После «Марша миллионов» с массовыми избиениями и задержаниями активистов и просто прохожих митингующим удалось организованно «прогуляться» от Большого Каменного моста к Чистопрудному бульвару и осесть там.

Четких правил и определенных лидеров у лагеря нет, все организуется стихийно, сугубо на частном энтузиазме и добровольческих началах.

В лагере действуют четыре инициативные группы: «кухня», «творческая мастерская», «юридический ликбез» и дружинники.

На «кухне», расположенной на скамейках у памятника, раздают еду и кипяток (в лагере есть свой электрический генератор). Основные блюда гражданского протеста: гречка, макароны по-флотски, пирожки и блинчики. Также есть хлеб, колбаса, плавленый сыр, сэндвичи, фрукты и сладкое. За распределение мясных блюд отвечает фанат «Спартака», за сладкое — фанат ЦСКА. Из напитков: вода, соки, чай, кофе. В лагере действует строгий «сухой закон»: пить алкоголь нельзя ни под каким предлогом, замечаешь пьяного — сообщаешь сотрудникам полиции. Еду покупают на пожертвования, копилка для которых стоит тут же.

Под деревьями и около небольшого фонтана расстелены спальные мешки, пенки, теплые вещи, где спят и отдыхают активисты, там же играют в «монополию» и «мафию», читают книги, рисуют картины.

В центре лагеря — «уголок информации»: на дереве висят большие куски картона с расписанием дня. Изо дня в день оно одинаковое, меняются только названия лекций. Например, суббота была распланирована следующим образом:

6.00. «Доброе утро, свободные граждане не совсем свободной страны!», зарядка.

9.20. Семинар по международному языку эсперанто.

Организацией культурно-образовательных мероприятий занимается «творческая мастерская». Она же печатает листовки, стикеры с изображением Абая Кунанбаева, ставшего символом протеста в России, а также проводит акцию crossingbook: люди приносят книги, все желающие могут взять и почитать. В центре лагеря лежит около ста книг от Сидни Шелдона до Виктора Пелевина.

11.30. Лекция «Что делать, если тебя задерживает полиция».

Лекцию читают члены инициативной правовой группы. Главный посыл заключается в формуле: «Не хочешь получить полицейской дубинкой между глаз и плакать от слезоточивого газа? Отвечай власти корректно и предельно вежливо». Рядом с памятником на асфальте расстелен большой ватман, на нем распечатаны выдержки из закона «О полиции», рядом лежит Конституция РФ и Устав города Москвы (полицейские настойчиво требуют убрать, цитата: «этот мусор»).

16.00. Сортировка и утилизация мусора.

К мусору тут относятся трепетно. Помимо обязательной утилизации три раза в день по лагерю постоянно курсируют активисты с вениками и совками, раз в день моют памятник.

«Героем» протестного лагеря стал владелец одной из московских компаний, устанавливающей биотуалеты по всей Москве, его фраза: «Никогда не думал, что с туалетами можно попасть в политику», — стала хитом последних дней. История такая: когда оппозиционеры пришли на Чистые пруды, там стояло пять муниципальных биотуалетов. Через сутки власти решили их убрать. Сначала забрали два, однако активисты собрали деньги (аренда одного туалета стоит 5 тысяч рублей в месяц) и заплатили за аренду сами. После этого на «туалетную» компанию началось давление московских властей.

17.00. Народный лекторий «Социальные корни экономической политики».

18.00. Лекция «Самоуправление в университетах», инициативная группа МГУ, народный семинар.

19.00. Встреча с участницей Occupy Wall-street (см. словарь), а также лекция «Из истории профсоюзного движения», читают аспиранты МГУ.

20.30. Лекция «История гражданского непротивления: от Сократа до Мартина Лютера Кинга».

21.00. Гражданская ассамблея.

Общественное собрание, где обсуждаются предложения по обустройству жизни и дальнейших перспектив лагеря. Модератор ассамблеи выслушивает каждого, кто хочет высказаться с предложениями: от вопроса о медикаментах для лагеря до обсуждения, каким образом минимизировать неудобства для местных жителей (после 11 вечера и до 8 утра жители лагеря стараются не шуметь, запрещено даже хлопать в ладоши). Затем предложения обсуждаются, и собрание голосует.

Помимо расписанных мероприятий по всему лагерю стихийно возникают небольшие группы, в одних обсуждается политическое и экономическое положение в стране, в других — поют песни под гитару, читают стихи, в третьих — общаются с политиками, депутатами, музыкантами или писателями, которые периодически посещают гражданский лагерь.

Территорию Чистопрудного бульвара круглосуточно патрулируют дружинники. После 9 мая появилась информация, что ночью на лагерь, где много представителей левых и антифашистских движений, хотят напасть националисты. Однако в итоге левые и правые сумели договориться, объявили территорию лагеря «свободной зоной» и вместе гоняют «нашистов» и представителей пропутинских движений, которые периодически пытаются устраивать провокации.

Никаких стычек с ОМОНом или сотрудниками полиции за последние четыре дня не было. Более того, на рассвете 12 мая активисты подошли к автозакам и предложили полицейским кипяток. Поначалу полицейские отказывались, но минут через пятнадцать за «опозиционным кипятком» все-таки пришли. А около 8 утра, перед пересменкой, заглянули в лагерь еще раз и подарили его обитателям упаковку мармелада.

Словарь бессрочного протеста

Просим Институт русского языка имени Виноградова внести следующие словосочетания в официальный словарь современного русского языка:

Occupy Russia — всероссийское протестное движение под лозунгом «Нам нужна реальная демократия!». Название отсылает к Occupy Wall-street («Захвати Уолл-стрит») — акции американского гражданского протеста. Она проходит с 17 сентября 2011 года по настоящее время. Цель участников акции — длительный захват улицы Уолл-стрит в финансовом центре Нью-Йорка с целью привлечения общественного внимания к «преступлениям финансовой элиты» и призыв к структурным изменениям в экономике.

Occupy Abay— «Захвати Абая», московский гражданский протест, символом которого стал памятник казах-скому поэту Абаю Кунанбаеву, сердце которого — гражданский лагерь на Чистопрудном бульваре.

Wi-fi Abay — беспроводной интернет для всех желающих, установленный на средства от сбора пожертвований.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow