СюжетыКультура

Выбросы космической энергии

Идет выставка художников Ситниковых — Булгаковых

Этот материал вышел в номере № 52 от 14 мая 2012
Читать
Идет выставка художников Ситниковых — Булгаковых

В галерее на Чистых прудах выставлены работы семейства художников Ситниковых — Булгаковых. Солирует, на мой взгляд, Ольга Булгакова, муж и дочь аккомпанируют — со вкусом, талантом и изобретательностью.

В работах Александра Ситникова из серии «Родная речь» иронически обыгрываются реалии, знаки и символы ушедшей под воду «советской империи». В «объектах» используются подручные материалы и советская символика — молотки и пилы, старые пластинки и красные звезды, образуя смешной и грустный образ советского «Титаника» (как названа одна из работ серии).

Несколько «соц-артовских» композиций Ситникова добавляют выставке социальных и бытовых ноток, снижая женский пафос. Абстрактные композиции Натальи Ситниковой, напротив, устремлены к вышним сферам, особенно работы из серий «Иерусалим» и «Солнечный ветер».

Но, повторяю, доминирует все же Ольга Булгакова с серией «Библейских эскизов», бесстрашно повторяющей название цикла работ Александра Иванова.

Перед нами новая Булгакова… (некоторые работы помечены 2012 годом). В религиозной тематике обычно чудится либо спекуляция на «модной» теме, либо запоздалый (и часто замшелый) академизм. Исключения редки — Наталья Нестерова, Лев Табенкин.

Вглядываясь в работы Булгаковой, понимаешь, что только библейские масштабы и мотивы могли подвигнуть ее к кардинальному изменению живописной манеры. Прежде — намеки и иносказания. Теперь — прямое, мощное и вполне «безумное» говорение. Никаких умолчаний.

Ее «Библейские эскизы» не о тонкостях религиозной веры, не о конфессиях, не о чудесах (это как раз из сегодняшней медийной культуры). Они о божественных энергиях, которые были внятны ветхозаветным персонажам. Ведь и Бог говорил с Моисеем напрямую, а не языком природных иносказаний. Но не всякий и выдержит этот «божественный глагол». Вспомним, что в Пятикнижии беженцы из Египта взмолились, чтобы Моисей «переводил» им речи Бога.

Персонажи Булгаковой выдерживают потрясение всего существа и естества. Все они — мощный и печальный Моисей, страшновато-прекрасные Адам и Ева, трагически страстная Юдифь с поверженным Олоферном — находятся явно «под током», под неусыпным присмотром божества. Недаром их тела сияют и пламенеют.

Красный — излюбленный цвет семейного трио, но у Булгаковой он особо выделен. Он превращает тела персонажей в пылающую магму, а библейские события — в откровения. Тут живописный отсыл к сияющим витражам соборов, к архаике Востока, к византийской иконе, но и к красочности холстов Матисса. Древнее и современное переплелось.

Это живопись не мыслей, не сюжетов, не настроений. А раскаленной магмы чувств, откровений, энергетических бурь.

Взмывают на многочисленных холстах ангелы. Застыли в ритуальном танце вокруг золотого тельца радужно окрашенные и слегка стилизованные под «Древний Восток» женские фигуры. Юдифь с сияющим обнаженным телом гордо предстоит с мечом в руке. Рядом на другом холсте — поверженный Олоферн с отрезанной головой. Вера, страсть, духовный порыв, чувственность, страх божий — в этих холстах всё смешалось, как в плавильном котле «космических энергий».

Мощные энергетические вспышки полотен Ольги Булгаковой уравновешены очень современными, ироничными и по-своему красивыми «объектами» Александра Ситникова и как бы повторяющими композиции Булгаковой в обобщенно абстрактном варианте работами Натальи Ситниковой. Их общая идея — попытка «зарядить» вялую энтропийную современность грозовой небесной энергией.

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow