СюжетыКультура

Второе пришествие «Диктатора»

Саша Барон Коэн сыграл аятоллу Аладина

Этот материал вышел в номере № 52 от 14 мая 2012
Читать
Саша Барон Коэн сыграл аятоллу Аладина. В российском прокате очередной фарс от режиссера Ларри Чарльза и знаменитого британского комика Саши Барона Коэна
Изображение

У Чарльза и Коэна замах не столь грандиозен. По сути, они сварганили очередной коэновский капустник. Но, как и Чаплин со своим шедевром, — попали эпохе прямо под дых.

Фильм посвящен светлой памяти Ким Чен Ира. Его герой — аятолла Аладин, непререкаемый правитель Вадии, страны, на которую весь мир смотрит с нескрываемым страхом. А что остается миру, как при возникновении, словно Аладдин из кувшина, очередного тирана не вопрошать: «Ху из мистер А?»

Золотые купола Вадии (вариация размноженного в компьютере храма Христа Спасителя) скрывают экстренное производство обогащенного урана и экспериментальное конструирование ядерных ракет (вопросы лишь к дизайнеру: делать ракету кругло- или остроконечной?). У адмирала-генерала Аладина борода а-ля Хомейни, ордена-медальки а-ля Брежнев, часы а-ля патриарх Кирилл. На собственных Олимпийских играх он выигрывает 14 золотых наград, прямо на беговой дорожке пристреливая прытко бегущих атлетов. Аладин не прячется в кувшин, рубится в компьютерную приставку и велит казнить неловких подчиненных. Из любимых игр: «Разблокируй пояс шахида».

Единоличный правитель Вадии едет по следам своего предшественника, любознательного репортера Бората (скандальная псевдодокументальная комедия «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» с Сашей Коэном вышла в 2006-м, наделала много шума и собрала неплохую кассу). Едет в Америку, растеребить гнездо врага и безмозглой демократии.

Как и в «Великом диктаторе», где еврейский цирюльник и фашистюга Хинкель меняются местами, на место тирана Аладина заступает безмозглый простак со своей любимой козочкой. Аладин же, скитаясь в одежде бомжа по Нью-Йорку, встретит свою единственную настоящую любовь, еврейскую девушку из кибуца.

Достанется всем: америкосам, ненавидящим арабов, гомосексуалистов, нави из «Аватара» и древолюбов. Феминисткам: обезьянкам на роликах и клоунессам. Арабам, работающим на Apple. Диким темнокожим. А также диссидентам, евреям, кинозвездам и фанатам органического питания.

Ближе к финалу преображенный любовью диктатор Коэн, точно так же, как и Чаплин в своем фильме, произносит монолог с экрана-кафедры, обращенный не столько к аудитории ООН, сколько к… — не побоимся громких слов — мировому, так сказать, сообществу. В своей речи-перевертыше непредсказуемый Аладин поет осанну диктатуре: при ней 99% процентов бедных работают на один процент богатых (в зале аплодисменты), СМИ под прикидом свободы слова не покладая рук трудятся на ниве удержания и поддержания тиранской власти (аплодисменты), выборы полностью фальсифицируются (долгая и продолжительная овация). По сути, диктатура и есть полная неограниченная свобода для… отдельно взятого человека.

А демократию вадийский тиран с отрубленной бородой, конечно же, поносит почем зря. Какая, мол, она никудышная, незрелая — кошмар и разгильдяйство. Но при всей небезупречности лишь она дает человеку шанс на реальный выбор. Человек, бери этот шанс. Не хочешь? Вот и народ Вадии получает право свободно и справедливо голосовать — замаскированных прицелов почти не видно. В общем, теперь Аладина выберут по-честному на новый срок. 98% — единодушно «за». Удивительно, что, восстав против безобидного «Бората…», иронизирующего над выходцем из Казахстана, наши доблестные все разрешающие органы допустили Аладина с его крамольной речью (хоть сейчас с мегафоном на Чистые пруды) к экрану.

Впрочем, нет сомнения в том, что очередной продукт от Саши Барона Коэна (он же албанский репортер Кристо в телевизионном шоу, он же казахстанский сборщик спермы животных и съемщик документального кино Борат Сагдиев, он же рэпер кокни Али Джи на канале MTV, австрийский гомосексуалист Бруно, ведущий fashion-шоу), конечно же, вызовет нарекания. Как и все шутовские поделки иудея из графства Суррей, фильм грешит туалетным юмором, шутит на грани фола (хохмы про 9.11 вызывают оторопь).

Как всегда, он бесшабашно наезжает на лидеров стран и континентов, уклады, традиции, вкусы. Ну просто ничего святого! У нас примерно на этой же территории существует «Наша Раша». Но, полностью перенимая коэновский юмор ниже пояса, социальные стрелы «Раши» (так же как шутки «Прожекторперисхилтон») аккуратно подпилены, наманикюрены, залачены. Не дай бог, кого из верхних аладинов поцарапать.

Да и к чему у заокеанских комиков опыт перенимать, свое есть, не заёмное, вечно актуальное, как, к примеру, у Горина: «У нас все пойдет по плану: после увертюры — допросы; потом — последнее слово подсудимого, залпы; общее веселье, танцы». Вроде и допросы еще идут, а танцы и веселье на бульварах уже начались…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow