×
Сюжеты

Капризная Круазетт отвергает любимцев

16 мая начинает работу юбилейный, 65-й Каннский кинофестиваль

Этот материал вышел в № 53 от 16 мая 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

16 мая начинает работу юбилейный, 65-й Каннский кинофестиваль

 

На 10 дней набережная Круазетт превращается в главную улицу мирового кино. Кинематографисты всех стран мечтают попасть в Канны — хоть чучелом, хоть тушкой. Если не в конкурс, то в параллельные программы, питчинги, показы в павильонах на кинорынке. Да хотя бы на какую стоящую вечернику. И я там был! Ничего особенного. Шон облил меня шампанским. Скарлетт — душка.

А ведь и правда, первый смотр мира перебирает, капризничает, отвергает недавних любимцев. Не будет в конкурсе новых работ Франсуа Озона, заслуженного киностарейшины Мануэля де Оливейры, Вуди Аллена, Вонга Кар-Вая. Сколько же за бортом селекции осталось российских работ, знает лишь Жоэль Шапрон — каннский отборщик по России и Восточной Европе.

Зато щедро обласкан Уэс Андерсон, в прошлом сезоне выпустивший на экраны своего кукольного «Бесподобного мистера Фокса». Фильмом Андерсона «Королевство полной луны» с труппой блестящих, вовсе не кукольных актеров — Эдвардом Нортоном, Биллом Мюрреем, Брюсом Уиллисом, Тильдой Суинтон и Фрэнсис МакДорманд — открывается форум.

Юбилейную конкурсную программу населяют фильмы кинематографических гуру или, если хотите, чемпионов мирового кино. Михаэль Ханеке, Жак Одияр, Лео Каракс, Алан Рене, Дэвид Кроненберг, Маттео Гарроне, Ульрих Зайдль, Абас Киаростами, Кен Лоуч, Кристиан Мунджиу, Карлос Рейгадас, Томас Винтерберг… У киноманов в ожидании показов захватывает дух. Впрочем, практика показывает, что громкое имя — лишь обещание эстетических подвигов. На случай вероятных разочарований Канны припасли несколько «темных лошадок».

А вот наш Сергей Лозница, живущий последние годы в Германии, присмотрен Каннами загодя. Его картина «Счастье мое» два года назад уже номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь». Новая лента «В тумане» — копродукция нескольких стран, но, по словам режиссера, без помощи российского продюсера Валентины Михалевой ему было бы трудно завершить работу.

Председателем жюри стал итальянский режиссер, актер и продюсер Нанни Моретти, «Комната сына» которого была удостоена «Золотой пальмовой ветви». В состав жюри вошли режиссеры Андреа Арнольд, Александр Пейн, Рауль Пек, актеры Эммануэль Дево, Дайан Крюгер, Ивен МакГрегор, Хиам Аббасс и знаменитый французский модельер Жан-Поль Готье — не чужой на празднике кино. Буйная фантазия французского дизайнера расцветила диковато-прекрасными костюмами фильмы Бессона («Пятый элемент»), Гринуэйя («Повар, вор, его жена и ее любовник»), Альмодовара («Дурное воспитание», «Кика» и «Кожа, в которой я живу»).

Символом юбилейного Каннского кинофестиваля стала звезда на все времена — Мерилин Монро. В этом году исполняется 50 лет со дня смерти актрисы. Мерилин задувает свечу на праздничном торте — этот стильный, черно-белый с золотом плакат уже расположился на фасаде фестивального дворца. Каннский фестиваль ностальгирует по золотому веку кинематографа, авторитет которого был непререкаем, звезды которого были иконами. Почему были? Мерилин, по мнению устроителей форума, остается «вечным символом обаяния, крупнейшей фигурой мирового кинематографа, тайны и обольщения даже спустя 50 лет после ее смерти». Нет смерти для кинодивы, продолжающей будоражить, смешить и соблазнять с экрана. Жаль, о признании главным киносмотром ее профессиональных заслуг так и не узнала брюнетка и скромница Норма Джин Бейкер, превратившаяся с помощью перекиси и серебра целлулоида в платиновый секс-символ Америки.

Российское присутствие в Каннах поддержат и молодые. В секции Short Film Corner, представляющей достижения мастеров короткого метра, будет показана 12-минутная драма «Полено» пермского документалиста Алексея Романова, микст мотивов «Буратино» и шванкмайеровского «Полена» и отчасти «Собачьего сердца». В роли очередного папы Карло снялся лауреат молодежного «Триумфа» поэт Андрей Родионов.

В программе Cinйfondation — дипломная работа ученицы Алексея Учителя Таисии Игуменцевой «Дорога на», повествующая об одиночестве в большом городе. Дипломная работа Игуменцевой вызвала нарекания аттестационной комиссии ВГИКа за использование ненормативной лексики и была оценена на четверку. После протестов Учителя… четверку оставили. Вот как во ВГИКе строго оценивают учеников. То ли дело — Каннский кинофестиваль. Между прочим, отборочное жюри Cinefondation выбрало 15 работ конкурса из 1700 фильмов от 320 киношкол со всего света. Благодаря четверочнице Таисии, теперь о нашем ВГИКе вспомнят и на Круазетт.

Теги:
кино
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera