СюжетыСпорт

Бои без зрителей и потрясений

Стокгольм не заметил чемпионат мира. Сборная России не заметила соперников и не выбирала, с кем играть завтра в четвертьфинале

Этот материал вышел в номере № 53 от 16 мая 2012
Читать
Стокгольм не заметил чемпионат мира. Сборная России не заметила соперников и не выбирала, с кем играть завтра в четвертьфинале
Изображение

Говорят, до начала матча Швеция — Россия все это действительно было похоже на праздник — местный народ потянулся к стадиону «Глобен», но через пару часов бежал к метро сломя голову. И если поначалу шведские хоккеисты обижались на земляков, которые забыли о существовании хоккея, то после того, что учинил с главными фаворитами турнира Евгений Малкин с партнерами, на публику больше не жаловались. А нашим и вовсе нечего было жаловаться: они на пустые трибуны особого внимания не обращали — раз нет праздника, устроим его себе сами. Разобрались со всеми, обеспечив первое место за тур до финиша предварительного этапа.

Оставался последний матч: Россия — Италия (россияне вышли в кубковый раунд с первого места, итальянцы после победы датчан над Латвией лишились всех шансов сохранить место в элите). Когда до начала оставалось десять минут, я прошел по окружности яруса «В» и встретил всего лишь двух человек. Пустые пространства и звенящая тишина дополнялись спящими на прилавках продавцами сувениров. Какая-то жизнь теплилась этажом ниже, в самом центровом ярусе «А», но поддерживали ее только российские болельщики числом в полторы-две тысячи человек. Весь «Глобен» поражал той же ужасающей пустотой, словно здесь собирались играть две любительские команды.

Господи, и это «Глобен» — лучшая ледовая арена Европы, пуп хоккейной земли, поразивший меня 17 лет назад с первого взгляда в самое сердце! В том уже далеком мае угнездившийся на юге столицы в районе Седермальм гигантский белый шар показался мне упавшим с неба инопланетным объектом — наши вылетели в четвертьфинале, но «Глобен» был настолько красив и совершенен, что я ему все простил. Я в него верил так, как верю в хоккей, самую прекрасную игру на свете. Мне казалось, что этот «Глобус» разлюбить невозможно.

Внешне ничего не изменилось. Как был он самым большим сферическим сооружением в мире, так им и остался. Говорят, что слегка обветшали раздевалки, что за кулисами не так уютно, как было раньше, что прилегающие к «Глобену» гостиницы давно не соответствуют своему уровню, но увядание внутри сферы не слишком заметно: с любого места видна вся площадка, кресла удобные, свобода перемещения не возбраняется, персонал вежлив и предупредителен. А вот отношение к хоккею и конкретно к чемпионату мира у шведских болельщиков изменилось.

Одно дело читать про, мягко говоря, не очень умных организаторов, странную формулу и полный провал билетной программы (от цен действительно округляются глаза — для того чтобы попасть на ярус «А», требовалось выложить почти сто евро — безумные для матча предварительного этапа деньги), другое — увидеть все это собственными глазами. Да что сборная Италии, с которой нечего взять, — на супервстречу (без всяких кавычек) Россия — Чехия, согласно протоколу, собралось пять с небольшим тысяч зрителей, половину из которых составляли российские и чешские болельщики. Зря бесновались у касс перекупщики — верхний ярус «С» снова пришлось стыдливо задрапировать, чтобы не смущать народ. На льду было с десяток звезд мирового уровня, на льду был Женя Малкин, которого чемпионаты мира дождутся не скоро и про которого нынешние юные болельщики через много лет смогут сказать: «Я Малкина видел!» — но заполненная едва ли на треть лучшая европейская арена буквально вопила о несправедливости происходящего.

Что-то в мире в самом деле сдвинулось.

…Хорошо было улыбаться Зинэтуле Билялетдинову после матча с чехами — победили малой кровью, забросив две безответные шайбы на первых секундах стартового и третьего периодов. Странно было видеть откровенно не верящих в победу чешских хоккеистов, ну а россияне после шведской феерии старались ровно настолько, насколько это было нужно.

Предварительный этап должен был выходить на пик ближе к финишу, но все определилось гораздо раньше — второй эшелон (Латвия, Белоруссия, Швейцариия, Германия) неожиданно резко сдал, в третьем эшелоне возмутителей спокойствия не нашлось. Десятый игровой день, однако, принес два результата, которые затмили рабочую победу сборной России над чешской командой: в Хельсинки хозяева при явном игровом преимуществе уступили американцам с невероятным счетом 0:5, а в Стокгольме норвежцы отправили в ворота немцев 12 шайб — столько сборной Германии даже в худшие для нее времена не забрасывали и топ-команды.

Германия лишилась всех шансов на попадание в плей-офф, но в последний игровой день могла хлопнуть дверью в матче с чешской сборной. В пресс-центре думали и гадали, будут ли братья-славяне выбирать себе соперника — проиграв, они с большой долей вероятности попадали на сборную России, любой другой исход выводил подопечных Алоиза Гадамчика на хозяев чемпионата. То есть в руках чешской сборной оказывался четвертьфинальный расклад в стокгольмской группе.

На все предположения главный тренер сборной России отвечал, что ему все равно, с кем встречаться в четвертьфинале, но он верит в принципы честной игры. То есть он надеялся на чешскую сборную и верил в то, что желание занять первое место на первом этапе не должно обернуться разочарованием после достижения промежуточной цели. Норвежцы при всем к ним уважении («интересная команда», как ее определил Билялетдинов) — все-таки не Чехия.

Похоже, Зинэтулу Хайдаровича действительно волновали другие проблемы. В седьмой встрече заокеанской четвертьфинальной серии отмучился «Вашингтон», и решено было срочно вызвать в Стокгольм двух именитых форвардов — Александра Овечкина и Александра Семина. Соответственно, у разбитого корыта оставались не только десять дней ждавшие своей очереди Владимир Тарасенко и Александр Бурмистров, но и два форварда четвертого звена. В отцеплении перспективных молодых нападающих Билялетдинов не увидел ничего особенного, но способны ли «два Саша два» с ходу заиграть на высоком уровне и не нарушить сложившийся за предварительный этап баланс, неизвестно. Тут осторожный Билялетдинов все-таки рискует.

Ничем своего волнения он не выдавал. На вопрос, даст ли он порезвиться команде в матче с итальянцами, Билл подобной возможности не исключил. Как и того, что, возможно, даст проявить себя третьему вратарю Михаилу Бирюкову (так в конце концов и случилось).

Звездная пара из Вашингтона должна была прибыть во вторник, и Тарасенко с Бурмистровым отправились покупать сувениры. Спрашивать ребят, что они при этом чувствуют, мне не хотелось. Как не хотелось мучить излишними расспросами и главного тренера: его выбор, ему и отвечать.

Пока он прошел предварительный этап без потерь, а руководимая им сборная впервые в истории провела три предварительных матча «на ноль» (и все три голкипера отметились «сухарем»). С учетом новой формулы проведения чемпионата мира достижение — не слишком великое, но обойти его никак нельзя. А весомым его можно будет считать только в том случае, если завтра сборная России преодолеет четвертьфинальный барьер.

Имя соперника мы узнали вчера вечером.

…Стокгольм встречал ливнями, налетавшими через каждые полчаса, относительно теплая погода на третий день сменилась штормовым ветром, про то, что будет дальше, прогнозов не давал никто.

Я надеялся только на то, что «Глобен» хотя бы в последний игровой день во время четвертьфиналов тряхнет стариной, и можно здесь будет увидеть настоящую хоккейную тусовку. Если не увидим — придется ехать за хоккеем в Хельсинки.

Желательно, конечно, ехать вместе с нашими.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow