Сюжеты

Еще раз про любовь бойскаутов, верблюдов и революцию

Юбилейный Каннский фестиваль открывался фейерверками и детским праздником

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 54 от 18 мая 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Все дело в том, что фильм открытия — «Королевство полной луны» Уэс Андерсона(«Семейка Таненбаум», «Водная жизнь», «Поезд на Дарджилинг», «Бесподобный мистер Фокс») — идеальный детский утренник. Фильм не прорывный и не провальный, стопроцентный «верняк», просчитанное и взвешенное решение устроителей фестиваля...

Все дело в том, что фильм открытия — «Королевство полной луны» Уэс Андерсона(«Семейка Таненбаум», «Водная жизнь», «Поезд на Дарджилинг», «Бесподобный мистер Фокс») — идеальный детский утренник. Фильм не прорывный и не провальный, стопроцентный «верняк», просчитанное и взвешенное решение устроителей фестиваля.

Ну в самом деле, как отказаться от картины, которая обеспечит «массовость» кинокумиров на Каннской лестнице, ор фанатов, гонорары трудяг-фоторепортеров, в неукоснительных смокингах занимающих свои места у входа во дворец задолго до церемонии, согласно специальной нумерации. Да и кумирам лишний раз приятно удостовериться в собственной не гаснущей славе. Диана Крюгер в летящем платье, Джейн Фонда в блестящем, Алек Болдуин с юной леди в черном и открытом, Билл Мюррей в экстравагантной бабочке, которая вот-вот взлетит. Они не спешат в зал Люмьер, щедро раздают автографы, улыбаются камерам и матросам, выстроившимся вдоль лестницы — отчего сама лестница смахивает на Потемкинскую из эйзенштейновского шедевра.

Среди привечаемых публикой звезд диковато смотрелся лишь сам восхитительный мистер Уэс Андерсон, словно долговязый персонаж из романов Диккенса. А может, это очеловечившийся лис Фокс, проныра из андерсоновского мультфильма, пробрался под лучи софитов и позирует фотокамерам? Директор фестиваля Тьери Фремо, словно ожидая подвоха от непредсказуемого техасца, в крепком рукопожатии на всякий случай попридержал его — как бы чего не вышло…

В фильме Андерсона не просто звезда с звездою говорит, именитые актеры охотно меняют имиджи и амплуа. Крепкоголовый Брюс Уиллис предстает в облике сентиментального невезучего полицейского, вроде добросердечного шерифа из ретро-вестерна. Интеллектуалка Тильда Суинтон оборачивается фурией из социальной инспекции, цепко и безжалостно присматривающей за сиротами.Эдвард Нортон — незадачливый командир «звездочки» бойскаутов. Билл Мюррей — уставший папаша многодетного семейства, Фрэнсис Макдорманд — его замотанная жена, симпатизирующая сентиментальному полицейскому. И вся эта блистательная свита играет парочку королей-тинейджеров — Йареда Гилмана (Сэм) и Кьяру Хайворд (Сьюзи), выступивших в главных ролях фильма. Их слава делает лишь первые шаги… зато в правильном месте — по Каннской лестнице. И сам легендарный Жиль Жакоб — президент главного кинофорума мира прямо здесь благословляет растерявшихся детей-актеров на долгий путь.

Действие винтажного трагифарса разворачивается у берегов Новой Англии в 1965 году на острове длиной ровно в 26 км, об этом мы узнаем со слов «рассказчика» (Боб Балабан), бесцеремонно вторгающегося в действие. Сюжет коротко: влюбленные подростки совершают побег и пытаются наладить совместную семейную жизнь на необитаемых участках острова. Но их преследуют: родители, полиция, сверстники.

Все это литературоцентричное и эксцентрическое действо разворачивается под музыку Генри Перселла, шлягеры 60-х и оригинальные мелодии Александра Деспла. Жители островного королевства обитают в игрушечных домиках и существуют по принципу оркестровых групп. Семья Сьюзи — взволнованные струнные, лагерь бойскаутов, где получает недетскую сноровку Сэм и его друзья, — медные духовые. Полиция и прочие органы надзора и опеки — раскрашены перкуссией.

Доблестные скауты на все руки мастера: хоть палатку сварганить… на верхушке дерева, хоть командира накормить — хот-дог–горчица–кетчуп. А также выловить именную черепаху из моря и отстоять честь любимой девушки. Желтые галстуки, горны, дубины с гвоздями — приметы круглосуточной готовности к любым бедствиям: от потопа до удара молнии. Будет и потоп, и «удары». Андерсон играет в скаутовскую жизнь с тем же вдохновением, с каким Элем Климов играл в пионерию в антиутопической комедии «Добро пожаловать…». Но если Климов пионерское бытие разворачивал в сатирический пейзаж совдепии, то Андерсон откровенно разрисовывает островное пространство детскими библейскими картинками. Герои предстают в костюмах мистерии «Ноев Ковчег», конец света оборачивается грозой с молниями, а любовь, спасающая мир, воплощается в ликах двенадцатилетних подростков: на все руки мастера храброго очкарика Сэма и его подружки Сьюзи, любительницы фантастических чувствительных романов.

…Редкие дети на заполненной толпой Круазетт радовались, глядя на Сашу Барона Коэна, с бородой и в чалме восседавшего на верблюде. Его же портрет в образе аятоллы Аладдина на фасаде отеля «Карлтон», где селятся кинозвезды.

Восток всегда привлекал Канны. Вторым фильмом программы стал фильм «После битвы» Есри Наспалаха, посвященный недавней египетской революции. Вне всякого сомнения, именно актуальность темы позволила режиссеру попасть в номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». Главное достоинство фильма — попытка неангажированно, стереоскопически посмотреть на бурные «февральские события». Увидеть в обеих сторонах баррикад людей. Понять их резоны и ошибки. Египетскому режиссеру удалось передать ощущение постоянной лихорадки, в которой находится общество, ввергнутое в революцию. Когда эйфория сменяется разочарованием, разочарование сжигается огнем надежды, и стены древних пирамид воочию превращаются в бесконечную лестницу в будущее.

Председатель жюри режиссер Нанни Моретти на встрече с журналистами говорил об особой ответственности — судить чужое кино. Каждые два дня жюри будет собираться и подробно разбирать просмотренное. Себя Моретти сравнил с классным руководителем. Конечно, ставить оценки Хайнеке, Рейгадасу, Гарроне, Лоучу — задачка практически нерешаемая. Даром, что ли, Сенека изрек: «Кого боги хотят покарать, того делают педагогом».

Канны

 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera