СюжетыПолитика

По законам военного

Высшая судебная инстанция страны оставила в силе приговор Ходорковскому и Лебедеву

Этот материал вышел в номере № 55 от 21 мая 2012
Читать
Высшая судебная инстанция страны оставила в силе приговор Ходорковскому и Лебедеву

В пятницу, 18 мая, стало известно, что Верховный суд России отклонил совместную надзорную жалобу защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на приговор Хамовнического суда и судебные акты кассационной и надзорных инстанций Мосгорсуда, оставившие этот приговор в силе. Решение, оказывается, было вынесено еще 15 мая, однако защита осужденных была проинформирована об этом только спустя три дня.

«Поводов для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных решений и возбуждения надзорного производства по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется», — говорится в 27-страничном постановлении об отказе в удовлетворении жалобы. Подпись — судья Верховного суда Воронов А.В.

Пикантная деталь — сначала решение ВС висело на официальном сайте инстанции. Но в документе почему-то закрасили электронным маркером фамилии свидетелей (может, оберегают личные данные?), суммы сделок, названия компаний и даже почему-то стоимость нефти за тонну в рублевом эквиваленте… Затем решение с сайта вовсе исчезло.

Не менее пикантная деталь — господин Воронов А.В., вынесший отказное решение по жалобе на приговор, — единственный судья этого суда, который является членом Военной коллегии, то есть военным судьей…

Напомню, надзорная жалоба на приговор судьи Данилкина и на все легализующие этот приговор акты Мосгорсуда была подана в Верховный суд 24 февраля 2012 года. На более чем 80 страницах документа составители (защита и сами Ходорковский с Лебедевым) прежде всего обращали внимание на основной прокол обвинения по второму делу ЮКОСа: «потерпевшие» — нефтедобывающие «дочки» ЮКОСа (у которых Ходорковский, Лебедев и «ОПГ» якобы украли нефть) сами, уже будучи под новым руководством («Роснефтью»), прислали тому же Данилкину в суд официальные справки об отсутствии недостач и полученной ими, «дочками», в 2000—2003 гг. выручке и прибыли от продажи нефти. И справки эти попали в приговор, продемонстрировав, что никаких «потерпевших» в деле нет, как нет и хищения. Что на исход дела никак не повлияло, объясняли авторы жалобы, и продолжали: чтобы как-то компенсировать эти нестыковки, следствие, а за ним Хамовнический суд и Мосгорсуд построили приговор на некоей видимости «упущенной выгоды» — мол, «дочки» могли заработать больше, но из-за действий Ходорковского и Лебедева этого не случилось. Авторы приговора сравнивали заведомо несопоставимые цены на нефть — на нефтепромыслах в России и в западноевропейских портах и «пришли к выводу»: цены при продаже нефти внутри страны «преднамеренно занижались» по «сравнению с мировыми рыночными ценами», что повлекло неполучение «дочками» прибыли в том объеме, в котором они якобы могли бы ее получить, продав нефть самостоятельно. Хотя «…допрошенные в суде бывшие руководители дочерних добывающих обществ, занимавшие эти должности именно в период совершения инкриминируемых деяний, отрицали не только факты хищения нефти и причинения реального ущерба, но и наличие какой-либо упущенной выгоды, однако суд с ними «не согласился», сославшись на их «неосведомленность» (!)», — подчеркивали в жалобе Ходорковский, Лебедев и защита.

В своей жалобе они также перечисляли нарушения на следствии и в судах. «При рассмотрении дела вышестоящие суды беспринципно покрывали нижестоящие. <…> Так, председатель Московского городского суда в своих письмах защите <…> указала, что стоимость «похищенного» якобы установлена на основании некоего неназванного ею заключения экспертов. Однако, учитывая, что председателем Мосгорсуда, согласно ее собственному утверждению, были проверены материалы дела, она не могла не знать, что никакая экспертиза для определения стоимости «похищенного» в действительности не проводилась <…>».

Еще одна из претензий к Ольге Егоровой — она проигнорировала существенное смягчение санкции по статье 174.1 УК РФ «Легализация». То есть, по закону, Ходорковскому и Лебедеву должны были существенно снизить сроки наказания, но этого не произошло…

Авторы жалобы просили высшую инстанцию страны отменить приговор и все решения Мосгорсуда и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава преступления. Но Верховный суд, а именно военный судья Воронов, решил в пользу Данилкина, Егоровой и следствия. Их приговор оставлен в силе.

  • Даже беглое ознакомление с текстом, подписанным почему-то военным (!) судьёй Вороновым и опубликованным задним числом, не оставляет никаких сомнений: в терминах закона и по критериям, законом же установленным для судебных решений, эти 27 страниц комментировать невозможно, - заявил «Новой» адвокат Михаила Ходорковского Вадим КЛЮВГАНТ. - Значит, речь идёт о продолжающейся спецоперации под названием «расправа» и под прикрытием суда. Теперь уже Верховного. Это прискорбно. И позорно. Мы продолжим борьбу, а о более подробных оценках и дальнейших шагах сообщим после изучения текста постановления и консультаций с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow