СюжетыПолитика

Нардепы

Позиции народа и полиции пока непримиримы: «Мы не уйдем!» и «Вас здесь не будет!». Парламентерами готовы выступить муниципальные депутаты

Этот материал вышел в номере № 55 от 21 мая 2012
Читать
Позиции народа и полиции пока непримиримы: «Мы не уйдем!» и «Вас здесь не будет!». Парламентерами готовы выступить муниципальные депутаты

Зимние митинги на Болотной и Сахарова все-таки сменили власть — не в Кремле, но в нескольких московских муниципалитетах. Волонтеры-наблюдатели, бившиеся за честные президентские выборы, дали путевку в политическую жизнь кандидатам от оппозиции. Среди них были как партийные, так и самовыдвиженцы. А вот тест на оппозиционность муниципальным «нардепам» Пресненского района пришлось проходить уже весной, когда на их территорию, а именно — на Кудринскую площадь, стихийно переместился разогнанный#оккупайабай.

Тогда у депутата Елены Ткач возникла идея легализовать протест, превратив народные гулянья в фестиваль «Лето свободы». Право организовывать культурно-массовые мероприятия у депутатов есть, достаточно принять решение большинством голосов на муниципальном собрании. Шанс был: на Пресне всего четыре депутата-единоросса.

Однако заседание 17 мая фактически было сорвано: не собрался кворум. Депутата-коммуниста Романа Клементьева на несколько часов «призвали» в военкомат, самовыдвиженца Юрия Новикова срочно вызвали на работу, а в довершение кадровый начальник горкома КПРФ Родин заявил, что партию ввели в заблуждение относительно повестки дня, и увел из зала двух депутатов-коммунистов.

Оппозиционные депутаты, однако, не сдались. Елена Ткач ночью с четверга на пятницу попыталась установить на Кудринской площади палатку — общественную приемную, которую тут же смела полиция, а в субботу три депутата подписались под обращением с требованием к главе ГУ МВД по Москве Колокольцеву убрать ОМОН. Он мешает местным жителям больше, чем оппозиционеры.

Я поговорила с оппозиционными пресненскими депутатами, чтобы понять, как в их новой работе уживаются «большая» и «малая» политика — и какие еще формы легального взаимодействия они готовы предложить протестующим и власти.

Изображение

«Лагерь нужно легализовать»

Я давно занимаюсь проблемами Москвы и поэтому надеялась, что депутатский статус поможет мне их решать. В Пресненском районе много проблем, о которых я раньше даже не подозревала. Помимо защиты городской среды обнаружились проблемы с ЖКХ, управляющими компаниями… В общем, жить стало гораздо сложнее.

За свои права депутату тоже нужно бороться. Управы, префектуры и городские власти в целом стараются ограничить реальные полномочия муниципального собрания. Мы с этим столкнулись, когда пытались провести фестиваль «Лето свободы».

На выборах за меня проголосовало порядка двух с половиной тысяч человек. В работе собрания мы столкнулись с жесткой позицией горкома КПРФ, который почему-то считает, что имеет право влиять на решение депутатов муниципального собрания от своей фракции, хотя их выбирали жители, а горком не выбирал никто. С муниципальными депутатами-коммунистами по вопросам застройки и благоустройства района у нас разногласий практически не возникает. А вот в вопросах политических их жестко контролирует горком.

По поводу гражданского лагеря. Ко мне много раз обращались местные жители, мои избиратели, с вопросом: чем могут помочь, что можно сделать, что подписать, чтобы лагерь получил законный статус и на территории нашего района все-таки состоялся фестиваль, чтобы здесь как можно дольше оставалась оппозиция.

Я своими глазами видела, как похватали на площади людей, которые просто хотели попить воды. Площадь гудела: люди рассказывали мне о поведении ОМОНа, показывали ролики, снятые на телефон. Все это было больше похоже на провокацию ОМОНа, который задерживает мирных граждан и провоцирует их на агрессию.

Я пошла домой думать, что я могу сделать, чтобы в моем районе этот лагерь был легализован.

Тогда у меня и зародилась идея провести фестиваль «Лето свободы». Несмотря на то что коммунисты сорвали собрание, я буду продолжать попытки легализовать лагерь, потому что я считаю: граждане имеют право мирно собираться и обсуждать те проблемы, которые их волнуют, и никакой ОМОН не должен стоять рядом и без объяснения причин хватать абы кого.

Помогает ли депутатский статус решать какие-то другие проблемы? Да. В Большом Козихинском переулке, например, удалось остановить стройку на месяц. На муниципальном собрании, кстати, приняли решение о создании конфликтной комиссии, чего мы долгое время не могли добиться.

В свой депутатский срок я хочу запретить проведение строительных работ в историческом центре. За последние годы на местах, где были маленькие парки и скверы, было возведено много новостроек, и район остался без деревьев, особенно в центральной части.

Изображение

«Поддерживаю, но без ночевки»

Я интересуюсь политикой, а идея пойти на муниципальные выборы пришла в рамках работы «Лаборатории успеха»: есть такой проект для молодых политиков. Во время выборов мне, конечно, помогла ситуация, которая сложилась в стране. Люди были недовольны властью, ее представителями. Вот так-то я стал муниципальным депутатом.

Главное направление работы для меня — молодежная политика, это моя специализация в университете, который я заканчиваю.

Конечно, я обращаю внимание на то, что происходит в районе, в моем собственном доме. Здесь организовано и формально работает незаконное ТСЖ. При его создании подпись «поставил» даже двухлетний ребенок.

Я страстно желал прийти на собрание, где обсуждался вопрос о фестивале «Лето свободы», но меня удерживали в военкомате, мотивируя это тем, что нужно пройти психологические тесты. А еще я «злостно нарушил» федеральное законодательство: не уведомил военкомат о том, что устроился на работу на полставки и стал депутатом.

Как форма сопротивления, протестного движения, самоорганизации гражданский лагерь на Кудринской площади мне нравится. И как коммунист я поддерживаю все протестные настроения. Но как форму существования лагерь конкретно в этом сквере я не поддерживаю. Я им говорил: «Ребят, сквер не очень большой, к тому же это центр Москвы. Чего спать-то? Ставить палатки?» Я бы не назвал то, что происходит, фестивалем, я бы назвал это клубом. Против клуба я ничего не имею, только «за». Но не с ночевкой.

Это вопрос-то политический, и очень косвенно к Пресненскому району относится. Почему все проблемы страны должны решать муниципальные депутаты? Это вопрос города о выделении площадки инициативной группе жителей, которую я готов поддерживать.

Изображение

«Милости просим в наш район»

Я законопослушный гражданин, люблю свою страну, меня вполне устраивает ее Конституция, и мне бы хотелось, чтобы законы все-таки исполнялись. Поэтому, столкнувшись с некоторым беспределом в Пресненском районе, а конкретно, с точечными застройками, я решила баллотироваться в 2009 году в Мосгордуму от партии «Яблоко». Тогда и узнала, что такое настоящий беспредел, а дополнительные знания получила на выборах 2011 года в Госдуму.

К мартовским выборам я подготовила много наблюдателей, и они прошли относительно честно, а я стала муниципальным депутатом.

В лагере на Кудринской я была дважды. Там была хорошо организованная коммуна. Свои охранники, люди, которые убирают мусор, никто не топчет газоны, не шумит, не выкрикивает лозунги. Спокойно, мирно общаются, читают лекции, разговаривают. Так всегда было в старой Москве, исторически ценной. Нас же лишили сейчас дворов, людям выйти некуда, кроме как в увеселительные места, где разливают алкоголь.

Неудобства, конечно, были, но не со стороны людей, а со стороны ОМОНа. Громкие высказывания в рупор, которые реально мешают спать, перегороженные дорожки. Люди в форме оказывают огромное психологическое давление.

Мы с Еленой Ткач там пытались вести прием граждан, но приемную установить не дали.

Потом мы с Еленой Ткач пришли в полицию, чтобы выяснить, кого забрали в УВД, как им можно помочь. Там, извините, «проститутки» проходили спокойно, без паспортного контроля, водитель прошел, а мы, два депутата, около полутора часов ждали, когда нас пропустят.

Я хочу, чтобы лагерь вернулся. Нигде, кроме Пресненского района, люди поддержки не получат. Поэтому — милости просим. Мы сделаем все, что в силах депутатов муниципального собрания.

Юрий Новиков, 47 лет, хирург:

«Это был праздник цветения сакуры»

Я в политике не «первоход». В свое время состоял в партии «Демократический выбор России». Правда, она не была популярной, и поэтому на муниципальные выборы всегда шел самовыдвиженцем и побеждал. Единственный раз «провалился» четыре года назад, когда в муниципальное собрание прошли только единороссы. Зато в марте 2012 года — вернулся благодаря боевым активным наблюдателям на участке.

Я не давал никогда своим избирателям никаких особых обещаний, понимая, что мои возможности как депутата сильно ограничены. Зато никого не обманул.

По поводу того, что сейчас происходит, я могу сказать одно: человек, выросший в советской стране, не может не быть марксистом. Мы живем в обществе транснациональных монополий, одной из которых является «Газпром». Но вот появились новые средства коммуникации, и научно-техническая революция перешла на новый виток. Как и учил Маркс, начался глобальный кризис, мир сейчас потряхивает. Наша местная турбулентность с этим тесно связана. И власти должны понимать, что на улицы вышли не просто 10 или 300 полоумных людей, хотя я сам был на митингах: там нет не только ответов на вопросы, там даже вопросы сформулировать не могут. Как врач могу привести аналогию: на площади собрались люди, у каждого из которых болит зуб. Причина боли разная, как лечить — никто не знает, но зубы болят, и люди не уходят.

Властям надо быть максимально гуманными, понимать этот тренд и самим организовывать вернисажи, массовые гуляния в парках и скверах, дискуссионные клубы под открытым небом, чтобы это было нормой. Это не должно вызывать какую-то судорогу в виде автобусов с ОМОНом.

В день собрания по поводу организации фестиваля я попытался отпроситься с работы, но обстоятельства сложились так, что мне надо было лечить людей, и я пошел и стал лечить.

В стране, где (за исключением кратких периодов) мирного гражданского уличного протеста не было, — это прекрасные первые шаги. Ведь и Америка, наверное, училась этим уличным протестам.

А вообще, как я вижу, это был праздник сакуры. Она расцвела в сквере на Кудринской площади, когда пришли люди, и отцвела, когда их разогнали.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow