КолонкаПолитика

Нестандартный Чэнь Гуанчен

Китайский диссидент многим кажется чересчур непредсказуемым...

Этот материал вышел в номере № 55 от 21 мая 2012
Читать
Вообще-то некоторая настороженность по отношению к Чэню Гуанчену в США ощущалась все время — слишком старательно излагались факты, авторы подчеркнуто избегали эмоций. Что-то было не так. И сейчас если внимательно читать блоги в разных американских СМИ, то вырисовывается картина: диссидент Чэнь многим кажется чересчур непредсказуемым...

Если кто-то забыл про человека по фамилии Чэнь, то это китайский диссидент, который недавно попросил убежища в американском посольстве в Пекине. Так вот, визы для диссидента Чэня, как говорят американские дипломаты, уже готовы. В прошлую среду он подал китайским властям анкеты на загранпаспорт и может получить его — кто знает — хоть сегодня. Чэнь просил также власти выдать паспорта его жене и детям, чтобы они сопровождали его — и опять никаких проблем. В общем, он с семьей может оказаться в Америке в любой день.

А дальше… Вообще-то некоторая настороженность по отношению к Чэню Гуанчену в США ощущалась все время — слишком старательно излагались факты, авторы подчеркнуто избегали эмоций. Что-то было не так. И сейчас если внимательно читать блоги в разных американских СМИ, то вырисовывается картина: диссидент Чэнь многим кажется чересчур непредсказуемым.

Для начала: он слепой, но рассказывает, что сбежал из-под домашнего ареста и добрался до Пекина с серьезно раненной ногой (сейчас он из-за нее находится в пекинской больнице). А это вообще-то деревня Дуншигу в провинции Шаньдун, 8 часов езды от Пекина. Кто-то ему помог? Родственники? Друзья? Да кто же проверит.

Далее, Чэнь слепой с детства, и поэтому образование его весьма относительное (его обычно называют сельским адвокатом-самоучкой). И проблема в том, что этот человек, мягко говоря, совсем не похож на классического, как в дни холодной войны, диссидента. То есть человека с хорошим образованием, определенными взглядами и — политическим чутьем. Чэнь уже успел сказать несколько не очень тактичных слов в адрес своих спасителей, американских дипломатов. И совершить несколько прочих довольно неполитичных поступков.

Вообще-то если слепой и неграмотный человек добрался от деревни Дуншигу до американского посольства и ноге его грозит сами вообразите что, а врачи — за пределами посольства, то не надо от него ожидать такта, надо вообще-то его уважать. Но тут такая штука: в Америке скоро президентские выборы. И совершенно непонятно, что в этой ситуации ожидать от нестандартного Чэня Гуанчена. Кому он принесет голоса — демократам, чья администрация его спасала, или вдруг республиканцам? Ведь тут ему надо разбираться в политике…

По «профилю работы» он ближе к республиканцам, потому что Чэнь — активист не совсем политический, он помогал защищать семьи от насильственных абортов и стерилизации. А это даже в США очень сложная тема (против абортов там выступают консерваторы, включая некоторых демократов). А в Китае — совсем сложная.

Есть люди, которые говорят, что мир должен быть благодарен китайским властям за сдерживание рождаемости. Но это плохие, циничные люди, и мы их слушать не будем. Вообще же прежней политики «одна семья — один ребенок» в Китае уже давно нет, просто многодетность там никоим образом не поощряется (в смысле — деньгами). Люди, бывавшие в китайских деревнях, говорят, что в результате там живет множество крестьян без паспорта, то есть их на бумаге нет, и население Китая — не 1,3 миллиарда человек.

Но — в прямом смысле насильственные аборты и стерилизация? Вообще сельская глухомань Китая — дело темное. В тех же рассказах Чэня фигурируют то полиция, то какие-то «частные головорезы», избивающие его родных. И в целом многие американцы — из тех, что изо всех сил старались на что-то намекнуть между строк, описывая историю Чэня, явно говорили: а вы, ребята, понимаете, что все чересчур сложно и мы на самом деле ничего про него не знаем?

В любом случае никто не гарантирует Чэню активной политической жизни в США. Там и так немало китайских диссидентов, и многие с огорчением говорят, что выступать их не везде приглашают. Зато работа почти гарантирована — преподавать китайский. При торговле двух стран почти в 400 миллиардов долларов в год спрос на этот язык большой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow