КолонкаПолитика

ФСИН сотрясают интриги и скандалы в руководстве

Реймер ломает стену

Этот материал вышел в номере № 58 от 28 мая 2012
Читать
Реймер ломает стену

В начале прошлой недели директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер неожиданно прервал инспекционную поездку по колониям и тюрьмам Мордовии и Пензенской области, не доехав даже до областного центра, и срочно вернулся в Москву.

В ведомстве зашептались, что экстренное возвращение связано с вызовом в Кремль, где Реймера «попросили» написать рапорт об отставке. Уже к концу недели робкие предположения превратились в «информацию из хорошо информированных источников» и нашли место в прессе.

Это логично, что «утечка слухов» о «возможной» отставке главы ведомства пошла из самого ведомства. Группы влияния, как ни странно, во ФСИН сохранились даже после того, как Реймер привел в систему свою команду. Единственный, кого не удалось сместить с занимаемых позиций в системе, оказался первый заместитель директора Эдуард Петрухин. Прежде всего в силу заслуг самого Петрухина, прошедшего все карьерные ступени в системе: был командиром отряда спецназа ФСИН, участвовал в боевых операциях в горячих точках, имеет многочисленные награды, в том числе два ордена Мужества.

Как объяснили мне сотрудники ФСИН, Реймер максимально урезал полномочия своего первого зама (видного члена команды предыдущего директора ФСИН Юрия Калинина). А резко обострились отношения между двумя первыми лицами в связи с необычным для ведомства скандалом. Уволенная секретарша Реймера Екатерина Мишина обвинила своего бывшего шефа в домогательствах и прослушке телефонных переговоров. Обвинения в домогательстве подтверждения не нашли, Реймер убедительно их опроверг. Но, по всей видимости, посчитал, что знает, кто этот скандал инициировал, и нанес ответный удар.

21 апреля в рабочий кабинет Петрухина нагрянули сотрудники службы собственной безопасности ФСИН и ФСБ в сопровождении замминистра юстиции Алу Алханова. Оперативникам была поставлена задача найти подтверждение подозрениям, что первый зам шпионит за шефом. Поиск не был формальным, продолбили даже стену, разделяющую кабинеты Реймера и Петрухина. Но, к своему изумлению, эсбэшники нашли не совсем то, что искали, а аппаратуру для прослушки самого Петрухина.

Тот сразу же обвинил в прослушке шефа. Несмотря на нелогичность (с чего бы тогда Реймер инициировал ломание стен), именно в таком виде его обвинения попали в СМИ.

Так что с большой долей вероятности можно сделать вывод, что слухи об отставке Реймера, скорее всего, — это развитие личного противостояния двух первых лиц ведомства. Понимая, что оно не может продолжаться долго и настал решающий час, Петрухин, думаю, мог пойти ва-банк. Естественно, заручившись определенной поддержкой в высоких кругах.

Недавно в Общественной палате России прошли слушания «Реформа ФСИН: проблемы и недостатки. Пути решения». Признаюсь, ожидал дежурного мероприятия. Но перед его началом раздали многостраничную справку, подготовленную по материалам проверок ФСИН Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом. Читал справку с изумлением — три десятка страниц, переполненных цифрами и фактами, буквально кричащими о том, что реформа ФСИН провалилась. Вот пара примеров.

В 2010-м сотрудниками ФСИН России «допущено 35 426 нарушений служебной дисциплины, что на 21% больше аналогичного показателя 2009 г. (29 294). В 2011 году, во второй год реформы, количество нарушений увеличилось. Только в первом полугодии насчитали 21 729 нарушений».

В 2010 году в отношении сотрудников возбуждено 317 уголовных дел (на 40% больше, чем в 2009 году). В 2011 году количество уголовных дел в отношении сотрудников не уменьшилось.

Не менее острыми были и выступления участников слушаний. Члены Общественной палаты в своей критике превзошли даже правозащитников. Это необычно и наводит на мысли. По всей видимости, и обнародование справки о деятельности ФСИН, и острые выступления некоторых членов палаты были санкционированы если и не всем Кремлем, то хотя бы одной из его «башен». Той самой, поддержкой которой, по всей видимости, и заручился первый заместитель директора ФСИН Эдуард Петрухин.

Итак, будет ли смещен Реймер? Шансов на это, объясняют осведомленные наблюдатели, немного. Есть понимание, что исправительная система в нынешнем виде крайне опасна и для граждан, и для самого государства. А вот что с ней делать, пока мало кто знает. И возможная отставка какой-либо из руководящих фигур едва ли приведет к серьезным изменениям системы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow