СюжетыПолитика

Правительство «спихотехников». Подводные камни и мины нового кабмина

Воспроизводится неэффективная схема вице-премьерского «кураторства»

Этот материал вышел в номере № 58 от 28 мая 2012
Читать
Отшумели комментарии по поводу персоналий нового правительства. Как будет функционировать правительственный механизм? Есть несколько элементарных вещей, которые могут обеспечить успех или неудачу работы любой управленческой структуры. Посмотрим, что весьма вероятно в нашем случае...

Отшумели комментарии по поводу персоналий нового правительства. Как будет функционировать правительственный механизм? Есть несколько элементарных вещей, которые могут обеспечить успех или неудачу работы любой управленческой структуры. Посмотрим, что весьма вероятно в нашем случае.

1. Целеполагание

Есть указы Владимира Путина, подписанные им сразу же после инаугурации, которые поручают правительству выйти на вполне конкретные ориентиры на 2018-й, и даже более дальние годы: увеличить суммарный коэффициент рождаемости и ожидаемую продолжительность жизни, поднять зарплату бюджетников, снизить заболеваемость, поднять Россию в рейтинге инвестиционной привлекательности и т.д.

Все эти цифры, конечно, вдохновляют, но их достижение в сроки, предписанные президентом, во многих случаях либо маловероятно, либо просто невозможно. Думаю, что вновь назначенные министры и даже некоторые из вице-премьеров в силу своего профессионализма в глубине души это понимают. Но, согласившись занять столь высокие посты, эти люди тут же попадают в очень непростое положение: время не ждет, нужно готовить «дорожные карты». А ведь там сразу вылезут подводные камни путинских индикаторов.

Возьмем, например, ожидаемую продолжительность жизни. Кто будет персонально отвечать перед премьером и в конечном счете перед президентом по этому пункту? Минздрав? Но тут виднеется и ответственность Министерства труда и социальной защиты, Минобрнауки (просвещение молодежи), Минспорта (активный образ жизни), Министерства природных ресурсов (экология) и даже Минкультуры.

Учитывая малореальность, а то и невозможность достижения успеха, министры начнут заниматься «спихотехникой», всеми силами отводя от себя позицию, которая в скобках после соответствующей фамилии обозначена в поручениях президента и премьера словом «созыв».

В результате длительных согласительных процедур, конечно, ответственные за каждый параметр будут назначены, но, во-первых, это займет массу времени, которого в результате станет катастрофически не хватать хоть на какую-то содержательную работу, и, во-вторых, подвигнет соответствующих министров к тому, чтобы в своих отчетах выдавать желаемое за действительное.

2. Структура управления

Я вспоминаю отчаянную попытку произвести хоть какую-то переналадку структуры исполнительной власти в 2004 году, когда у председателя правительства и министров оставили всего пару заместителей. Цель была понятна: сделать руководителей ведомств действительно ответственными фигурами за положение дел в своей епархии. Но затем, шаг за шагом, ситуация вернулась в прежнее состояние: число вице-премьеров сильно размножилось. Это произошло, видимо, потому, что Владимир Путин так и не решился чуть-чуть ослабить вожжи: вице-премьеры стали плодиться как класс в качестве ежедневно приглядывающих от имени высшего руководства. В результате скорость и качество принимаемых решений стали снижаться, что вынуждало Владимира Путина действовать в ручном режиме.

И вот сейчас назначено 28 членов правительства, из них 7 вице-премьеров. То есть воспроизводится совершенно неэффективная схема назойливого вице-премьерского «кураторства» в сочетании с очень серьезным ограничением свободы маневра для министров.

В результате это продолжит печальную традицию бюрократической волокиты из-за громоздкой системы согласований, сдвига в работе министров от решения стратегических вопросов к изнурительной текучке.

3. Слабые звенья

Правительство, как и любая управленческая структура, для обеспечения искомого результата должно быть спаянной командой сильных личностей. Любой промах с назначением рано или поздно сказывается на качестве принимаемых решений не только в конкретном ведомстве, но и в целом на уровне кабинета министров. Немаловажен и коллективный образ правительства, который формируется в общественном мнении. Ведь недаром фактор отсутствия доверия между властью и обществом нивелирует возможный эффект даже от правильных государственных решений.

В этом смысле очень странным, мягко говоря, является назначение на пост министра культуры г-на Мединского и продолжающееся пребывание на столь же высокой должности г-на Мутко.

В отношении г-на Мединского не имеет большого значения его членство в «Единой России» или бурная публицистическая деятельность. Проблема — в профессиональных качествах, необходимых для работы на этом посту. Почему-то г-на Мединского не назначили министром финансов. Видимо, все-таки поняли, что там он был бы не к месту. А вот министром культуры может быть каждый, кто умеет связно говорить и писать книги далеко не о культуре? Кстати, в сферу ведения г-на Мединского попадает и туризм — очень специфическая отрасль, требующая знания многих важных деталей. На этом примере высвечивается выскакивающая время от времени на поверхность методика подбора кадров по принципу «пристроить хорошего человека». Вот только культуру с туризмом жалко.

Этот же принцип, видимо, играет решающую роль и в долгожительстве г-на Мутко. Мало оказалось провала на Олимпиаде в Ванкувере, общей деградации всего любительского спорта в стране…

Я, конечно, желаю новому правительству успехов, тем более что там собрано много действительно сильных профессионалов. Но боюсь, что перечисленные мною только некоторые из органических пороков не позволяют надеяться на сколько-нибудь значимые изменения к лучшему.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow