СюжетыПолитика

Правило трех четвертей

Единоросское большинство питерского Законодательного собрания делает избрание «чужого» кандидата в губернаторы практически невозможным

Этот материал вышел в номере № 62 от 6 июня 2012
Читать
Единоросское большинство питерского Законодательного собрания делает избрание «чужого» кандидата в губернаторы практически невозможным

В Петербурге в спешном порядке (хотя, казалось бы, спешить некуда: действующий градоначальник Георгий Полтавченко заступил на вахту в августе 2011 года) принимают закон о выборах губернатора.

В проекте, предложенном единороссами, на каждой из «развилок», оставленных федеральным законом на усмотрение регионов, выбран путь либо самый жесткий в отношении оппозиции, либо дающий наибольшие возможности для административных злоупотреблений.

Так, число подписей муниципальных депутатов, которые должен собрать кандидат в губернаторы для участия в выборах, — максимально: 10% (хотя федеральный закон дает «вилку» от 5 до 10%). Самовыдвижение (разрешенное по федеральному закону, но оставленное на усмотрение регионов) не допускается. Вводится голосование по почте, дающее огромные возможности для злоупотреблений. Создаются закрытые избирательные участки в воинских частях — с понятной «свободой волеизъявления» под присмотром отцов-командиров. А голосовать смогут и те, кто постоянно не живет в Петербурге и зарегистрирован лишь по «месту пребывания», — что в декабре 2011-го уже приводило к массовым нарушениям, когда избирательные участки обходили команды «гастролеров» с липовыми справками о регистрации.

Оппозиция в питерском ЗакСе пыталась провести альтернативный вариант — снижающий планку «муниципального фильтра» до 5%, разрешающий самовыдвижение, запрещающий голосование по почте и обязывающий военных голосовать на общих участках, — но он недобрал голосов.

Теперь оппозиционеры пытаются изменить проект поправками. Впрочем, главная «засада» связана с тем, что поправить на уровне Петербурга нельзя — с прямой нормой федерального закона (на которую, заметим, почти никто, обсуждая этот закон, не обращает внимания). А именно с «правилом трех четвертей»: в Петербурге, как и в Москве, подписи муниципалов должны быть собраны не менее чем в трех четвертях муниципальных образований.

В Петербурге 111 муниципалитетов и около 1560 муниципальных депутатов. Следовательно, кандидату в губернаторы надо выполнить два условия. Он должен собрать подписи 156 депутатов, и они должны представлять не менее чем 84 муниципалитета.

Для «Единой России», имеющей около тысячи депутатов, оба условия выполняются легко. Что касается оппозиции, то первое из условий ей выполнить сложно: в городе 96 муниципальных депутатов представляют «Справедливую Россию», 27 депутатов — КПРФ, 5 — «Яблоко». Даже если все они объединятся, этого окажется недостаточно для выдвижения: 128 депутатов против 156 необходимых. Помочь могут формально независимые депутаты (их около 200) — но подавляющее большинство из них находится под контролем властей.

Впрочем, даже если оппозиция объединится и наберет недостающие три десятка подписей депутатов — останется второе условие, которое почти невыполнимо. Ведь стоит только «Единой России» полностью заблокировать (возможности для этого у нее есть) подписание за нежелательных кандидатов в 28 (более четверти от общего числа) муниципалитетах — и оппозиция в принципе не сможет выдвинуть своего кандидата.

Все это позволило оппозиционерам с самого начала назвать проект «Законом о выборах губернатора от «Единой России». Участвовать в выборах по нему смогут только кандидат от партии власти и отобранные ею же спарринг-партнеры. Тем не менее оппозиционеры уже бросили клич «Объединяйтесь!» — депутаты Кирилл Страхов из «Яблока» и Сергей Трошин из «Справедливой России» разработали проект коалиционной хартии, призвав коллег совместно добиваться выдвижения альтернативного кандидата в губернаторы.

Наконец, еще одна норма питерского закона, вызвавшая жаркие споры. В проекте, внесенном единороссами, предлагается ввести преференции для действующего губернатора — «правило двух сроков», ограничивающее пребывание в губернаторской должности, применяется только к избранным градоначальникам. В итоге Георгий Полтавченко, назначенный на этот пост на 5 лет, сможет избираться еще дважды и при удаче — пробыть на посту 15 лет, а не 10, как другие кандидаты.

О том, как трактовать «правило двух сроков», бурно дискутировали еще во времена Бориса Ельцина, рассуждая, может ли он в 2000 году избираться еще раз. А в Петербурге в 2002 году похожие споры шли относительно губернатора Владимира Яковлева. Теперь всё повторяется. Единороссы ссылаются на федеральный закон (написанный в этой части весьма неопределенно), оппозиция замечает, что смысл этого правила — в обеспечении сменяемости власти, а раз так, то не имеет значения, каким способом — путем назначения или путем выборов — занят губернаторский пост.

Впрочем, Георгий Полтавченко уже заявил, что свой нынешний срок доработает до конца, — и, следовательно, выборы пройдут лишь осенью 2016 года. А до той поры все еще не раз может измениться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow