СюжетыКультура

Украинский Иов приехал в Москву

Дом фотографии открывает авангардиста Василия ЕРМИЛОВА

Этот материал вышел в номере № 64 от 13 июня 2012
Читать
В Московском доме фотографии (Остоженка,16) открылась выставка выдающегося представителя украинского авангарда и лидера украинского конструктивизма Василия Дмитриевича Ермилова (1894—1968). Его называли «украинским Татлиным», «Пиросмани формализма» и «украинским Пикассо».
Изображение

Александр ПАРНИС

Его называли «украинским Татлиным», «Пиросмани формализма» и «украинским Пикассо». Борис Слуцкий посвятил ему стихотворение под названием «Харьковский Иов»:

Ермилов долго писал альфреско. Исполненный мастерства и блеска, лучшие харьковские стены он расписал в двадцатые годы, но постепенно сошел со сцены чуть позднее, в тридцатые годы.

<…>

Украинский Пикассо — этим прозвищем он гордился — в тридцатые годы для показа, чем дальше, тем больше не годился.

В Московском доме фотографии (Остоженка,16) открылась выставка выдающегося представителя украинского авангарда и лидера украинского конструктивизма Василия Дмитриевича Ермилова (1894—1968), организованная Мультимедиа Арт Музеем (директор — Ольга Свиблова) и галереей «Проун» (куратор — Марина Лошак).

Впервые в Москве широко представлены произведения харьковского авангардиста, работавшего в разных жанрах, — как живописец, книжный график, дизайнер и монументалист. В российских музеях его работы полностью отсутствуют, на настоящей выставке собраны его произведения, находящиеся исключительно в личных коллекциях (собрание К. Григоришина и другие).

Сто лет назад, в 1912 году, Ермилов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился в одном классе с В. Маяковским и Д. Бурлюком, затем учился в студии И. Машкова и П. Кончаловского. В 1913 году дебютировал на ХХ выставке Московского товарищества художников, где экспонировал 4 офорта, но вся его дальнейшая творческая жизнь связана исключительно с Харьковом. И только через несколько десятков лет его вещи снова появились в Москве на знаменитых выставках — «Москва—Париж» (1981) и «Великая утопия» (1993). По инициативе искусствоведа А. Стригалева на обложке авангардного каталога «Великая утопия» была воспроизведена композиция Ермилова «Тарелка, хлеб, нож, спички» (1921-й. Находилась в коллекции Л. Жадовой), которая стала «визитной карточкой» выставки.

В украинском авангарде в 20-х годах существовали термины «ермиловский шрифт», «ермиловская школа» и шире — «ермиловский период» искусства. В настоящее время в Харькове учреждена ежегодная «ермиловская» премия в области дизайна (с 1995-го), и, наконец, в марте этого года в родном городе художника был открыт «ЕрмиловЦентр», посвященный современному искусству.

Возникла парадоксальная ситуация: его имя известно во всем мире и на антикварном рынке его произведения стоят очень больших денег, а на родине, в Харькове, почти нет его работ и творчество его плохо изучено. Кроме того, до сих пор не написана творческая биография Ермилова и не составлен полный каталог его произведений.

Действительно, нет пророка в своем отечестве. Творческая судьба Ермилова сложилась трагически. В Харьковском художественном музее сохранилось всего 14 его графических работ, а в частных собраниях находятся несколько пейзажей, написанных в последние годы жизни «без дураков», как он говорил, но в них нет ни одной вещи конструктивистского периода. После смерти Ермилова значительная часть работ этого периода, находившаяся ранее у художника в мастерской, оказалась за границей и попала в крупнейшие музеи мира (МоМА, Музей Людвига) и в частные коллекции.

Сам художник писал в одной из своих анкет: «Большая часть моих работ погибла. Работы не репродуцировались. Музеями не приобретались». В 1971 году, уже после смерти художника, в его квартире-мастерской на улице Свердлова, 33, произошел пожар, и погибла часть работ и почти весь архив мастера.

В 20—30-х годах его имя было широко известно в Украине. Он активно и много работал как книжный график и в области архитектуры малых форм. В 1925 году была создана группа украинских конструктивистов «Авангард», и Ермилов сразу же вошел в нее и стал одним из ее лидеров. Он оформлял почти все книги членов группы и подписал две ее декларации. Первый удар по Ермилову был нанесен в конце 1929 года, когда был издан скандальный номер журнала «Авангард» (№ 3), в котором были напечатаны три статьи, посвященные его творчеству (В. Полищука, Б. Кратко, В. Седляра), и заметка о его мнимом проекте «кровати для любви». В прессе началась травля Ермилова и главного редактора «Авангарда» Полищука: журнал был запрещен, а группа конструктивистов «Авангард» вскоре должна была самоликвидироваться.

В 1931 году вышла первая монография о Ермилове на украинском языке, написанная поэтом Полищуком, в которой он назвал художника «одной из характерных фигур украинского левого искусства, которая стоит рядом с такими мастерами, как Петрицкий, Меллер, Хвостов».

Однако в конце 1934 г., когда автор этой монографии был арестован, книга была запрещена, и весь ее тираж уничтожен. С середины 30-х годов, когда начались репрессии в Украине и были арестованы многие друзья и знакомые художника, имя Ермилова на несколько десятилетий было вычеркнуто из истории украинского искусства. Его стали травить за формализм, в 1934 году уволили из художественного института, где он преподавал со дня его основания, а в 40-х годах его стали преследовать за космополитизм и в 1948 году исключили из Союза художников.

Например, в одной из погромных статей, напечатанной в 1949 году, его знаменитые росписи Центрального гарнизонного клуба в Харькове (1920) были названы «формалистической мазней безродного космополита и раба упаднического буржуазного искусства». Ермилов пробыл «за бортом», как он написал одному из друзей, более 12 лет. Он был восстановлен в Союзе художников только в декабре 1960 года.

Пятьдесят лет назад, в 1962 году, во время «оттепели», в Харькове состоялась первая и единственная при жизни персональная выставка Ермилова, приуроченная к 50-летию творческой его деятельности, но на ней не были представлены его работы конструктивистского периода. В связи с этой выставкой мастер писал искусствоведу Б. Сурису: «Мой скромный труд на протяжении 50 лет, несмотря на все усилия моих коллег (реакционеров всех мастей), на склоне моих лет начинает понемногу получать признание. Нужно сказать, что на моей персональной выставке я не мог выставить своих работ 20-х годов, которые в каталоге значатся, но показаны не были. Эти работы названы «экспериментальными» и являются для меня наиболее выразительными, т.к. выражают то время, когда задачи тех революционных годов были предельно обнажены».

В конце 60-х годов к творчеству Ермилова стали проявлять интерес исследователи и историки искусства, его имя и репродукции нескольких работ 20-х годов появились в 5-м томе «Истории украинского искусства» (1967). Он успел получить этот том за несколько дней до смерти. Художник умер 6 января 1968 года.

Сам Ермилов, как он писал автору этих строк незадолго до смерти, мечтал о выставке в Москве. Прошло всего 45 лет, и наконец такую выставку удалось устроить благодаря материальной поддержке коллекционера К. Григоришина. К этой выставке приурочено издание книги-каталога, представляющего собой коллективный труд исследователей, посвященный различным аспектам творчества мастера (более 500 страниц). Книга состоит из шести разделов (автобиографические тексты и небольшие мемуары самого Ермилова, материалы о конструктивистской группе «Авангард», воспоминания о художнике друзей, знакомых и учеников). В книгу включен альбом вещей мастера и самый полный каталог подлинных его произведений (около 400 работ), известных на сегодняшний день.

Особый интерес представляют помещенные в книге материалы, посвященные отношениям Ермилова с поэтами — Хлебниковым, Маяковским и начинающей поэтессой Екатериной Неймаер.

В том же стихотворении Слуцкий писал о трагической жизни украинского мастера:

Глядя, Ермилов думал: «Лучше, лучше был мне ослепнуть, оглохнуть». Но не ослеп тогда Ермилов, и не оглох тогда Ермилов. Богу, кулачища вскинув, он угрожал, украинский Иов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow