СюжетыОбщество

Фабрика культуры

Команда профессионалов намерена превратить ДК ЗИЛ в городское социальное пространство, где москвичи смогут реализовать свои творческие способности

Этот материал вышел в номере № 64 от 13 июня 2012
Читать
В Москве появляются новые культурные площадки. Шаг за шагом они отвоевывают у пока еще агрессивного и неуютного мегаполиса территории для творческих, доброжелательных и свободных людей. Про изменение социума через развитие общественных территорий рассказывает новый директор «Культурного центра ДК ЗИЛ» Елена Зеленцова.

В Москве появляются новые культурные площадки. Шаг за шагом они отвоевывают у пока еще агрессивного и неуютного мегаполиса территории для творческих, доброжелательных и свободных людей. Про изменение социума через развитие общественных территорий рассказывает новый директор «Культурного центра ДК ЗИЛ» Елена Зеленцова.

– В прошлый раз вы давали интервью «Новой газете» еще в качестве руководителя агентства «Творческие индустрии», занимавшегося консультированием творческих проектов. Должность директора крупнейшего московского ДК — возможность проверить, как работает теория креативного города на практике?

— Задачей нашего агентства была конвертация зарубежных культурных проектов в российскую действительность. Мы были переводчиками, коммуникаторами, в большей степени практиками, чем теоретиками. Но все же история с обновлением Дворца культуры ЗИЛа совсем иного масштаба. На такой гигантской площадке (площадь ДК ЗИЛ — 23 тыс. кв. м, это самый большой Дворец культуры в Москве) можно попробовать реализовать не локальный проект, а модель современного творческого города, который в первую очередь должен предоставлять людям возможности для развития и самореализации.

Культурный центр ЗИЛа не будет креативным кластером в том смысле, в каком им является «Артплей» или «Винзавод». Тут невозможны офисы, магазины и шоу-румы, потому что Дворец культуры — некоммерческое пространство. Поэтому мы ориентируемся не столько на вполне успешные и очень интересные площадки для творческого бизнеса, сколько, скажем, на лондонский Центр современного искусства «Барбикан», принципиально выстроенный как социальное пространство. Вот и мы в ДК ЗИЛ делаем проект социального пространства.

— Какие узкие места вам удалось обнаружить за три месяца работы?

— Необходимость изменений очевидна не только мне или нашему «заказчику», московскому департаменту культуры, но и самим горожанам. Последние годы в ДК ЗИЛ посещаемость студий снижается. Вряд ли это означает, что у людей не хватает на занятия времени и денег. Скорее причина в том, что услуги не соответствуют ожиданиям аудитории. Соответственно, надо что-то менять. Вникая в детали, понимаешь, что менять придется слишком многое: от предубеждений к домам культуры, сохранившим налет «советскости» со времен, когда они еще были «фабриками по производству идеологически грамотных граждан», — до формата образовательных методик.

— Что именно вас не устраивает?

— Для меня было удивительно, что в разных видах деятельности — а у нас очень много кружков — занятия строились на муштре. Не на разумной дисциплине, ответственности, взаимном интересе, внутренней мотивации, а именно муштре. Занятия, кажется, законсервировались с тех самых 1930-х годов, когда был построен ДК, они не погружены в современный исторический и культурный контекст. О каком творческом развитии можно вести речь?

Сейчас, когда попадаешь на территорию ДК, возникает ощущение, что тебя здесь не очень-то ждут. Закрытые входные двери, отсутствие элементарных указателей в огромном и сложном по архитектуре здании и множество других важных мелочей, свидетельствующих о внимании и интересе к пришедшему сюда человеку. Мы позиционируем себя как городское социальное пространство, где с помощью профессионалов люди могут реализовать свои творческие способности через досуг, развлечения и обучение.

— Вы обозначили задачу превратить ДК ЗИЛ и парк вокруг него в социальное городское пространство. Какими качествами оно должно обладать?

— Социальное пространство нашего культурного центра предполагает три уровня вовлечения человека в творчество. Во-первых, это такое «третье» место (первые два — дом и работа), где можно приятно провести время, пообщаться, попить кофе. Во-вторых, социальное пространство — это пространство досуга, где все время что-то происходит, где можно содержательно провести время. Наконец, это пространство — развивающее, где этот досуг плавно перетекает в edutainment — образование через развлечение. Для всех желающих мы будем предлагать образовательные практики, которые, может быть, помогут человеку со временем найти себя и в профессии. Сначала он пришел просто провести здесь время, потом — поучаствовал в развлекательной программе, потом — заинтересовался некоей областью знаний всерьез, а через пару лет — решил связать с этим занятием свое будущее. И такая возможность знакомства, выбора и погружения в профессию тоже должна быть. Но это не самое главное.

У нас успешность домов культуры принято оценивать по тому, сколько призов выигрывают на конкурсах их коллективы. Но мне кажется, что, коль речь идет о социальном досуге, куда важнее вовлечь в творчество по возможности больше людей. Не каждый, когда-то сидевший за пианино, станет музыкантом, но такие однажды приобщившиеся к музыке люди заполняют залы консерваторий.

— Гигантский завод, ЗИЛ всегда был «городом в городе» еще и потому, что вокруг него в заводских домах жили десятки тысяч рабочих. Это был сформировавшийся рабочий район, каким он отчасти остается до сих пор. Собираетесь ли вы работать со своей «внешней средой», или останетесь более замкнутой территорией социального благополучия?

— Все-таки мы — культурный центр городского масштаба, куда люди едут, независимо от места жительства. Если у нас всё получится, со временем мы должны стать модельным проектом для всех московских домов культуры, предложив форму досуга, альтернативную торговым центрам.

При этом мы изучаем наше окружение, поскольку кружки и студии ДК посещают много жителей района. И мы предполагаем, что возможности нового культурного центра отчасти помогут решению социальных проблем прилегающих территорий. Район «Автозаводской» действительно остался рабочим, здесь достаточно много коммуналок, но на этом фоне появились новые дома с иными обитателями. Культурный центр может стать площадкой коммуникации для этого социально неоднородного района.

Выстроив правильное общественное пространство, мы хотим показать, каким на самом деле может быть наш город. Мы надеемся «изменить среду» своим примером, делая отведенную нам часть городской территории удобной, чистой, красивой.

— Как будет строиться работа обновленного Дворца культуры?

— С начала следующего сезона мы выделяем в самостоятельное направление традиционно очень сильные «зиловские» танцевальные коллективы. И по европейской модели создаем Дом танца, под который отводится около 5 тысяч метров. Каждый желающий может заниматься здесь всеми видами танца — от классического балета до современного танца.

Центр творческого развития объединит самые разные кружки — от научно-технических до студии автомобильного дизайна и мастерских художественного проектирования.

Третье направление — образовательный центр. Сюда включено всё дополнительное профессиональное образование — лекционные курсы, курсы повышения квалификации, мастер-классы. Центр прежде всего ориентирован на студентов и молодых профессионалов.

Будет у нас и центр социальных программ, который будет работать с пенсионерами, с людьми с ограниченными возможностями, с детьми из неблагополучных семей. Наконец, мы превращаем в общественный центр нашу большую библиотеку. Вводим открытое хранение, возможность обмена книгами. В перспективе будем обустраивать парк перед «Культурным центром ДК ЗИЛ», с удобными лавочками, детской площадкой.

— У ДК ЗИЛ — устойчивый, иногда десятилетиями складывавшийся, круг посетителей. А если они не захотят «перестраиваться»?

— Мы не собираемся «перестраивать» наших посетителей. Те программы, которые у нас были успешными, — остаются. Наш уникальный архитектурный облик, интерьеры, представляющие собой такую советскую эклектику, где смешалось всё — от 1930-х до 1990-х, тоже останутся неизменными. Мы собираемся менять те вещи, против которых не будет возражать ни один разумный человек, а именно создавать более широкий выбор программ, более разнообразные возможности для досуга и более комфортное пространство.

— Каким образом ваша нынешняя работа связана с процессом формирования творческого города?

— Для развития креативного города, действующей силой которого является творческий класс, нужно как минимум три элемента. Первый — пространство творческих бизнесов, территория профессиональной самореализации свободных агентов творческой экономики. Второй элемент — образовательная, коммуникационная среда. Третий — территория профессионального общения и учебы, где люди находили бы возможности для создания своих бизнесов, собственных творческих продуктов.

— Вы получили в наследство памятник конструктивизма (имеющий форму самолета, ДК ЗИЛ был построен братьями Весниными в 1931—1935 годах). Собираетесь ли вы использовать авангардный образ Дворца культуры? Или считаете, что та, «советская», «пролетарская», история ДК закончена, а вы с нуля начинаете новую?

— Само здание ДК — огромный ресурс для нас. Потому что это не просто памятник регионального значения, а шедевр конструктивизма мирового уровня, входящий во все архитектурные энциклопедии.

С крыши ДК, рядом с куполом собственной обсерватории (!), открывается одна из лучших панорам Москвы. Здесь прекрасный концертный зал. Здание изначально строилось как клуб, как место проведения культурных мероприятий. Поэтому оно спланировано Весниными так, что перегородки между помещениями можно легко менять, подобно конструктору, по необходимости сужая или расширяя пространство.

Если же углубиться в метафорический пласт, у нас своеобразное месторасположение еще и потому, что здание ДК стоит на территории разрушенного Симонова монастыря, развалины которого буквально подпирают наши стены. Даже архитектурно ДК ЗИЛ несет в себе все противоречия нашего общества. И наш социальный вызов в том, чтобы примирить их.

Мы, безусловно, не хотим расставаться с «конструктивистским» прошлым дворца. Сейчас, когда сам ЗИЛ закрывается, мы фактически взяли на себя функцию завода. В 1930-е годы в индустриальном обществе ЗИЛ, как автомобильное производство, был ядром территории, а ДК считался приложением к нему. В современном же городе культурное «производство творческих единиц» становится наиболее важным. Поэтому мы возвращаем ДК его историческое название (последние годы Дворец культуры существовал под вывеской «Южный».Е. Ж.) и будем называться «Культурный центр ДК ЗИЛ». Теперь ЗИЛ — это мы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow