СюжетыКультура

Общий зонтик двадцать лет спустя

Прошел I Молодежный форум театров постсоветских стран

Этот материал вышел в номере № 68 от 22 июня 2012
Читать
Прошел I Молодежный форум театров постсоветских стран
Изображение

На первом мастер-классе форума мэтр российской сценографии Юрий Хариков достал флешку и сказал молодым театральным художникам: — Ребята, здесь новые технологические программы. Переписывайте… Он очень точно задал «тему России» здесь: предложить учителей.

Молодежный театральный форум, прошедший в Кишиневе 6-13 июня, не был только «форумом стран СНГ»: приехали и спектакли из Грузии, Литвы, Латвии. Действо было организовано Международной конфедерацией театральных союзов, Минкультом и СТД Молдовы, Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова — и прошло при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС).

Одиннадцать «молодых» спектаклей форума шли в конкурсном показе. Жюри фестиваля: режиссер Адольф Шапиро, народный артист РФ Игорь Ясулович, театровед Алексей Бартошевич, режиссер Владимир Панков и обозреватель «Новой» Елена Дьякова.

Символом стал зонтик — знак единого когда-то культурного пространства.

Первое ощущение: как далеко мы все из-под этого зонтика разбрелись…

Мы далеко разошлись — но есть общие болевые точки. «Офис» Театра им. Янки Купалы (Минск), восьмая постановка 27-летней Екатерины Аверковой, — и «Урод» Театра Королевского квартала (Тбилиси), вторая постановка 23-летнего Давида Тавадзе, — попытки исследовать оцифрованный мир, в который наши страны стремятся. «Урод» Мариуса фон Майенбурга и «Офис» Ингрид Лаузунд — трагикомические притчи о цивилизации «белых воротничков».

«Офис» в Москве ставил Роман Козак с участием Аллы Сигаловой. У Аверковой и ее актеров немецкая пьеса о хищном и бессильном биоценозе пяти служащих, робко взирающих на ДВЕРЬКШЕФУ, — решена энергично и профессионально. Узнаваемы типажи: бизнес-леди, яппи, томный мальчик, «сделавший себя» по гламурным журналам, ссутуленная робостью днем и съедаемая ненавистью по ночам секретарша… Предсказуем вывод: люди как люди, карьерный вопрос только испортил их. Тем не менее — спектакль «большой формы» лихо сделан, с драйвом сыгран, внятно социален. Он и получил «Золотой зонтик» Форума.

Две постановки об отношениях постсоветского человечества с Богом отказались от канонической формы Спектакля Спектаклевича.

«Пилигрим» Театра на улице Гертруды (Рига) поставлен 26-летним Карлисом Круминьшем по тексту известного финского режиссера Кристиана Смедса. Смедс же написал «Пилигрима» по мотивам анонимной русской книги 1880-х «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». На маленькой сцене — опрокинутая, как стол, школьная доска. Старая жестяная коробочка с мелками и потрепанная семейная Библия в черной коже. С трех сторон — зрители. Во главе стола — степенный, русый Пилигрим (Валтерс Силис).

Простой рассказ под наигрыш гитары с гармошкой. Крепкая семья содержателей постоялого двора. Пилигрим, младший брат, увечен по вине старшего, завистника и злодея. Умирают родные. Сгорает постоялый двор. Остается лишь Библия. И он идет…

На доске, мелками, Пилигрим рисует свой путь. Как по карте настольной игры, движет по доске себя — фигурку Муми-тролля из «киндерсюрприза». Когда умирают добрые люди, скорбно переламывает мелки, кладет обломки в жестяную коробочку и держится за нее, как за крышку гроба. Когда погибает брат (в пожаре, который сам и устроил) — Пилигрим давит «его» мелок коробочкой в пыль. И сдувает прах в никуда.

А сам идет по земле, повторяя шесть тысяч раз на дню Иисусову молитву: «Господи, помилуй мя, грешного!» И с такой простодушной праведностью и назидательностью говорит с залом об умной молитве, о смирении, о Посланиях апостола Павла, что зритель немеет. И даже когда Пилигрим начинает призывать к покаянию в приказном порядке, когда праведник перерастает в фанатика — это не отменяет всего сказанного.

Напротив, целомудренно и умно ограждает спектакль от фальши.

В другом фестивальном спектакле о Боге говорят по-русски. И со дна ада.

Монолог «Июль» Ивана Вырыпаева, в Москве идет в постановке Виктора Рыжакова — с нежной Полиной Агуреевой в роли психопата, убийцы и каннибала Петра. «Июль» имеет авторскую ремарку: «Исполнитель текста — женщина». Но 28-летний Владимир Снегурченко, лауреат четырех театральных премий Украины, этот принцип нарушил. Он поставил «Июль» в театре «Котелок» (Харьков). И играет сам.

Актер, режиссер, драматург и рокер — Снегурченко точно сжат злой нервной пружиной. Психопат и людоед из райцентра сыгран так, что вспоминается старая и страшная формула: «Россия — ледяная пустыня, по которой ходит лихой человек». Снегурченко играет этого лихого человека в самой его отмороженной, постсоветской инкарнации.

И наследники Петра, его «трое сыновей — дежурные из Архангельска» в спектакле Снегурченко — те же лихие люди, но уже затянутые в портупею, поставленные в строй.

И Архангельск тут — не символ вышнего суда (как казалось в «Июле» Агуреевой), а ссыльный, лагерный.

«Пилигрим» Карлиса Круминьша получил «Серебряный зонтик» Форума. Владимир Снегурченко — спецприз жюри за лучшую работу Форума.

«Бронзовый зонтик» присужден актрисе и режиссеру Нарине Григорян (Ереван) за изящный, изобретательный «Полет над городом», напоминающий спектакли французского интеллектуального цирка. Сценические иллюзионы Нарине Григорян не поддержаны с флангов мощной театральной машинерией (как, скажем, спектакли Аурелии Тьерри), но точнейшая пластическая работа актрисы, простые чудеса — мучительный подъем вверх по стене, покрытой крупной «липучкой», — создают эффект не менее сильный.

Главными наградами Форума были все же не «Зонтики», а прилагаемые к ним гранты на новые постановки. Скромные гранты: шесть, четыре и две тысячи евро. Но в предлагаемых обстоятельствах большинства молодых театров «одной шестой»… ну да.

Мы очень далеко разошлись из-под общего когда-то зонтика советского культурного пространства. У нас, пожалуй, не осталось общих критериев вкуса: точные и по-европейски стильные спектакли перемежались на Форуме постановками, похожими на «Comedy Club» при богатом курорте; или почти беспомощными в традиционной форме Театр Театровича; или скучными на новый продвинутый лад verbatim. Молодые режиссеры теперь далеко не всегда рвутся «в Москву, в Москву». По их биографиям легко подсчитать: магистрантов Школы-студии МХАТ и Центра Мейерхольда и слушателей семинаров лондонского театра «Royal Court» среди участников почти поровну… причем и то и это не всегда помогает.

И все же — для восстановления единого культурного пространства «одной шестой» такие театральные форумы с их мастер-классами, выставками молодых сценографов, сборниками пьес, контактами участников — незаменимы.

И нужны они именно, именно как систематический социальный институт.

Что непросто: этот Молодежный форум организаторы готовили три года.

И был он первой встречей молодых театров «одной шестой» за двадцать лет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow