СюжетыСпорт

Проигравшие победители

На нынешнем Евро почти нет проигравших. Но как никогда много моральных победителей

Этот материал вышел в номере № 69 от 25 июня 2012
Читать
Душа болельщика жаждет победы, но возвысить может и поражение. Когда происходит «эмоциональная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания». Всё пропало, кроме чести. Всё проиграно, но мы не сломлены. Это и есть катарсис по Аристотелю...
Изображение

На нынешнем Евро почти нет проигравших. Но как никогда много моральных победителей. Я с ними был солидарен, я всем им сопереживал и, что греха таить, завидовал. Даже ирландцам, которые, глядя с трибун на своих долговязых неумех, размазывали по зеленым щекам пьяные слезы. Они знали, что эти парни на поле отдают всё, что могут, но могут они немного, а сила солому ломит. Слезы высохнут, похмелье пройдет, гордость останется — не зря съездили, сделали всё, что могли.

Ирландцы — крайний случай и, может, не самый характерный пример. Но вот шведы, украинцы, датчане, хорваты — разве они не победители, разве так уж важно, что они чего-то там недобрали и куда-то не попали? Разве они не бились в каждом матче так, что у фаворитов дрожали колени, разве они не заставляли заходиться в восторге стадионы, разве не возвышали наши души? Еще как возвышали!

Незасчитанный гол Марко Девича в ворота англичан превратил последний матч хозяев в полноценную драму. Сборная Украины выжала из себя всё без остатка. Олег Блохин был трогательно яростен в роли защитника его не очень внятной, но такой боевой команды. Андрея Шевченко, игравшего на одной ноге, во втором тайме решающего матча главный тренер выпустил по мольбе донецкого стадиона. Это не было уступкой публике (надо знать Блохина) или жестом отчаяния. Это был поступок вопреки здравому смыслу, в котором проявились и слились отчаянное желание самого футболиста помочь команде, призыв трибун и внутренний порыв тренера. Им нужно было быть — вместе, их всех ждало поражение. И катарсис, возвышающий душу.

Самый правильный и умный футбол показывали шведы и датчане. Суровая графика скандинавских атак порой казалась суховатой и не слишком изобретательной, зато какая сквозь нее прорывалась ярость, когда викингов припирали к стенке! Могучий датчанин Бендтнер готов был сам влететь с мячом в ворота португальцев и немцев, которых спасла только невольно данная соперником фора.

Высокомерный и нещадно критикуемый Златан Ибрагимович со своей потерявшей все шансы сборной Швеции выходил на матч с французами с одной мыслью — отдать долг болельщикам («Они приехали издалека, и было бы неправильно, если бы они ничего не получили от нас»). Когда его на пару секунд оставили в штрафной без присмотра, он, сложившись, с лёта уложил мяч в угол, забив лучший гол чемпионата. Второй гвоздь в ворота опешивших французов вогнал на последней минуте Ларссон, вложив в этот удар всю боль и злость за надежды, которым не суждено было сбыться. Люди в желтом на трибунах в этот момент простили им всё.

Хорваты отыгрались в матче с испанцами, которые на этом чемпионате и сами не играют, и другим не дают. Они должны были не уступить действующим чемпионам мира и Европы — и они не уступали им до 88-й минуты, подавив лучшую в мире полузащиту своим прессингом и врываясь во владения Икера Касильяса с отвагой флибустьеров. Лука Модрич накручивал испанцев в их штрафной, передача с фланга на голову свободному Ивану Ракитичу была вырезана с невероятным изяществом. Пробивший почти прямо в Касильяса молодой полузащитник хорватов после финального свистка готов был провалиться сквозь землю, но никто не клеймил его позором. Не за что было.

Всего про три команды умолчу. Вы их знаете.

Катарсис из ничего не возникает. Надо играть так, чтобы не было стыдно за проведенные на поле минуты. Тогда ничего не страшно, тогда даже слезы могут стать слезами очищения и надежды.

…Я смотрел за эпической дуэлью великого вратаря Чеха и великого нападающего Роналду в первом четвертьфинале Чехия — Португалия, и больше ничего не видел. Они притягивали друг друга, а все остальные, кажется, тоже старались, чтобы эти двое не уходили с авансцены. Чешская сборная безнадежно билась за ничью, это был ее потолок, Чех бился за всю команду. Порой казалось, что ему никто, кроме штанг, помочь не может, и один раз мяч все-таки пробил его длинные руки. Не знаю, как вся команда, но человек в «танкистском» шлеме уходил с поля — победителем. Болельщики плакали и аплодировали.

На следующий день финальный акт драмы предстояло сыграть еще одним кандидатам на попадание в пантеон героев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow