СюжетыОбщество

Список жены механика Карташева

18 июня исполнилось шесть месяцев со дня крушения в Охотском море буровой платформы «Кольская»

Этот материал вышел в номере № 70 от 27 июня 2012
Читать
Список жены механика Карташева
Фото: «Новая газета»
По закону — именно полгода и должно было пройти для того, чтобы пропавшие без вести были бы официально признаны погибшими, а их родственники получили бы выплату компенсаций. Юридически всё верно, и юридически никого невозможно упрекнуть в том, что есть семьи, которые, пережив трагедию и лишившись кормильцев, до сих пор не дождались помощи от государства...

По закону — именно полгода и должно было пройти для того, чтобы пропавшие без вести были бы официально признаны погибшими, а их родственники получили бы выплату компенсаций. Юридически всё верно, и юридически никого невозможно упрекнуть в том, что есть семьи, которые, пережив трагедию и лишившись кормильцев, до сих пор не дождались помощи от государства.

# История вопроса

Очевидна ли гибель пропавших без вести членов экипажа платформы «Кольская»? Декабрь, ледяное Охотское море… На фотографиях, запечатлевших крушение, видно, что огромная платформа перевернулась за несколько минут, людям пришлось прыгать с высоты 20 метров в пятиметровые волны, мгновенно, все 67 человек просто не успели отплыть от образовавшейся воронки, многие получили ранения уже при падении. Выжили — 14. Найдены тела 17 членов экипажа из тех 53, кто не выплыл. По техническим предписаниям, на платформе должно было находиться максимум 15 человек.

Это — не история несчастного случая и не последствия форс-мажорных обстоятельств. Шторм в Охотском море, случившийся 18 декабря, лишь отчетливее показал: людей методично убивала алчность и скупость руководства «Арктикморнефтегазразведки» (АМНГР), которая стала частью «Зарубежнефти»,экономия на жизни сотрудников. Людей также убивали не спасающие спасатели (см. «Новую газету» от 18.01.2012).

Погибшие на «Кольской» ушли не одни. За 6 месяцев, прошедших со дня трагедии, скончались родители, которые не смогли пережить гибель детей. Отец моториста Тенгиза Ехваиа умер сразу, мать сначала парализовало, она пережила своего сына ровно на 5 месяцев. Также через пять месяцев после трагедии умерла мама капитана Михаила Терсина.

— Конечно, формально они умерли своей смертью, но на самом деле их утянула за собой «Кольская», — говорит Елена Богуш, жена старшего механика по буровому оборудованию платформы «Кольская» Ильи Карташева.

Как она жила эти полгода? Была ли хоть какая-то помощь осиротевшему ребенку?

— Вы имеете ввиду помощь людей или государства? — уточнила Елена Богуш. — Давайте это разделим.

# Помощь государства или радость для кошки

—Буквально через пару дней после гибели мужа позвонили из районного управления социальной защиты и сказали, что хотят зайти ко мне, чтобы поставить на учет. На следующий день пришли две дамы, спрашивали, в чем мы с дочкой нуждаемся? Я объяснила, что не работаю, находилась на иждивении мужа, и мне хотелось бы найти работу и оформить пособие для дочки — это была бы реальная помощь. Дамы что-то записывали и спрашивали, не нужна ли помощь продуктами и вещами? Я им сказала, что муж проработал в нефтяной отрасли 30 лет, был штучным специалистом и хорошо зарабатывал.Так что еда и одежда у нас пока есть, но как-то надо теперь поднимать ребенка одной. Они с интересом глядели вокруг — да, у нас нормальная квартира в Сокольниках, полная всяких ракушек и прочих морских игрушек. Но как передать страх перед будущим, который приходит сразу вслед за горем?

Дамы сказали, что переправят мои данные в детский отдел социальной службы, и действительно через день мне позвонили из центра социального обслуживания, предложили билеты на новогоднюю елку для дочки. Я согласилась, но через пару часов перезвонили и сказали, что перепутали, — елка была только для детей-инвалидов… Предложили продуктовый набор.

Через пару часов приехали две симпатичные девушки и притащили две небольшие картонные коробки. Объяснили, что это материальная помощь, надо расписаться в получении. Стоило содержимое коробок 447 рублей. Дочка стала с интересом рыться в них, вытащила банку сардинеллы, я ее не ела с советских студенческих времен. Я спросила, нельзя ли заменить одни продукты другими, но девушки весело сказали: нет, что дают, то дают. На мои робкие замечания, что мы это не едим, одна из них посоветовала: «Ничего, вот девочка банку рыбки возьмет, выйдет на улицу, кошечку покормит — всё радость будет».

И я поняла, что надо брать: люди приветливые, старались. Но почувствовала себя беженкой… Заварила чай из набора, но пить его было невозможно, и я выкинула всю упаковку. Один пакет риса почему-то скоро заплесневел — я не знаю, в каких условиях и как долго его надо хранить, чтобы довести до такого состояния.

…Пока я слушала Елену, перед глазами почему-то все время стояли три поливальные машины. Это было на Ленинградке, они шли колонной и поливали землю под проливным дождем.

# В мире людей

Самое главное, что поняла для себя Елена Богуш: в нашей стране много людей,способных на абсолютно бескорыстную и анонимную помощь.

В первые дни после трагедии моряк с Дальнего Востока Владимир написал ей теплое письмо, дал множество советов по защите интересов родственников. Люди предлагали адвокатов и присылали полезные ссылки. Для убитых горем, растерянных, беспомощных, разрозненных родственников (в экипаже «Кольской» были представители 9 регионов России, от Мурманска и Уфы до Магадана и Сахалина) бесценной оказалась вовремя созданная на сайте «ВКонтакте» группа «ПОГИБШИМ, ВЫЖИВШИМ И ПРОПАВШИМ БЕЗ ВЕСТИ на буровой «Кольская» посвящается»… (http://vkontakte.ru/club33338253).

— Эту группу создала женщина, в принципе не имеющая отношения к происходящему, —рассказывает Елена Богуш.— Она лишь услышала о трагедии в новостях и стала помогать нам! Мы ее называем Натали, она продолжает помогать все эти полгода — абсолютно бесплатно, тратя массу своего времени.

По моей просьбе Елена спросила у нее,почему она взялась за такое кропотливое дело? Вот ответ:

«…Я узнала про трагедию и увидела, как мечутся в интернете родственники в поисках информации, друг друга. Написала в несколько групп модераторам, чтобы они создали группу, чтобы все родственники могли общаться, но ответа не дождалась. Я сама на скорую руку создала группу и стала искать родственников… В первую ночь вышла из-за компа в 5 утра, а в 6 на работу…Весь день на работе провела в группе, нашла девочку с Магадана с платформы, ну и так далее…Потом все думали,как собрать подписи вживую, ну я и предложила посредством интернета их собрать,выстроила схему… Где я работаю,никто не знает в группе,и вы не говорите, пожалуйста. У меня на работе тоже не знают, вообще не хочу, чтобы знали… И друзья близкие не знают. Я просто помочь хотела. Да и честно, на тот момент нужен был «левый» человек, который бы смог с холодным разумом всё это начать».

# Чего хотят родственники?

Елена Богуш формулирует четко и ясно:

«Остались вопросы: кто в стране контролирует работу одной госкомпании (АМНГР) по заказу другой госкомпании («Газфлот» и «Газпром»)? Почему деньги налогоплательщиков были потрачены на так называемую «поисково-спасательную операцию», а не на то, чтобы дать лишнее судно сопровождения для «Кольской» при выходе с точки бурения? Ведь после крушения платформы вертолет, самолет и два судна 4 дня фактически лишь искали тела погибших, и то нашли далеко не всех.

Сразу после аварии представители АМНГР объявили, что заплатят родственникам погибших компенсацию не менее 3 млн рублей, а нам, родственникам пропавших без вести, тогда же пообещали, что постараются сделать так, чтобы чуть ли не в течение месяца добиться официального признания членов наших семей погибшими, и выплатят компенсации. Через месяц они же сообщили, что это не удалось, и официального статуса придется ждать в установленный законом срок. 18 июня, именно в срок, представители АМНГР подали документы в суд, чтобы признать погибшими пропавших без вести на «Кольской». Но подали документы на 24 человека из 36. Остальные не имели контракта с АМНГР и находились в командировке на «Кольской». Но они работали в сервисной, страховой компании, в компании заказчика — значит, эти компании заключали контракт с АМНГР. Надо, чтобы их родственникам тоже заплатили.

Приятно удивили результаты расследования комиссии «Ространснадзора», где в числе главных виновных названы руководители АМНГР, переложившие свою ответственностьза буксировку «Кольской» на капитанов-стрелочников. Руководству могут предъявить обвинения по статьям УК РФ 293 («Халатность») и 263 («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта»). Сейчас их уволили по-тихому, но надо довести расследование до конца и до суда над виновными, иначе подобные трагедии будут повторяться.

Мало информации о работе следствия. Ожидавшийся приезд дальневосточных следователей, ведущих дело «Кольской», в Мурманск все время откладывается. Складывается ощущение, что следователи ждут отмашки, политического решения. Понятно, что отдать под суд руководителей АМНГР, бывших «эффективных менеджеров» «Газфлота», — это удар по престижу отрасли, да и всей страны. Но разве он уже не нанесен гибелью «Кольской»?!»

Губернаторы Сахалина, Магадана и еще ряда регионов России выплатили родственникам пропавших без вести компенсации, не дожидаясь сроков подтверждения их гибели. Они это сделали еще до Нового года.

Елена Богуш — единственная в Москве родственница погибшего на «Кольской». Перед Новым годом была опубликована информация о том, что мэр Собянин распорядился выплатить москвичам с «Кольской» компенсации от правительства Москвы — 1 млн рублей родственникам погибших. Елене Богуш компенсации пока никто не предлагал. Формально претензий быть не может: нет свидетельства о смерти, значит, и погибшего нет…

Документ она получит в лучшем случае месяца через два-три. Заканчивается последняя зарплата мужа. Правда, пока еще не съеден «стратегический запас» продуктов на сумму 447 рублей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow