КолонкаПолитика

Я еду с гуманитарным грузом из Москвы в Крымск. Бортовой журнал корреспондента «Новой»

Этот материал вышел в номере № 76 от 11 июля 2012
Читать
Корреспондент «Новой» Алексей Померанцев прыгнул на борт фуры с гуманитарным грузом, который собрал пункт на Воробьевых горах в Москве. Публикуем путевые заметки

В ночь на 9 июля, собрав тонны гуманитарной помощи в пункте на Воробьевых горах, мы стали загружаться — пора отправляться в Крымск. Распределились на 3 потока. Чуть раньше, около 5 часов вечера газель с корреспондентом Граней.Ру Андреем Новичковым стартовала с первой партией груза, Рома Переверзев полетел с частью медикаментов и предметов первой необходимости на спецборту МЧС. А мы — с колонной из 2 автомобилей и автобуса — выдвинулись в путь около трёх часов ночи. К этому моменту Новичков уже миновал Воронеж, а Переверзев должен был прибыть на базу МЧС в Крымске.


Первые два часа мы тряслись, периодически обгоняя друг друга, по трассе Дон. И дотряслись до того, что в автодоме, в котором ехало 6 человек, сломалась трубка подачи топлива. Они остались чиниться недалеко от границы с тульской областью, а мы, не сразу заметив их отсутствие, поехали дальше.


Около 6 часов утра, пока мы стояли на заправке в тульской области, мой адвокат Костя (я поехал с ним на машине) позвонил Андрею - хозяину автодома - чтобы сориентироваться, как далеко они оторвались. Вот тут-то и выяснилось, что они безбожно отстали и неизвестно когда смогут продолжить движение, так как ждут помощи из Москвы. Андрей убедил нас, что они сами справятся, и мы можем не ждать их и двигаться вперёд.


Четыре часа спустя мы сообразили, что ребят в автобусе надо чем-то кормить, а все собранные деньги оказались частью уже в Крымске, а частью в злополучном автодоме, оставшемся в сотнях километров позади. Благо их догнал микроавтобус, который отвозил часть вещей на борт МЧС, а потом забрал со смотровой площадки МГУ то, что не влезло в наши машины. Его водитель Максим взял у ребят часть денег, а мы договорились с водителем автобуса, что одолжим у него, чтобы покормить людей, пока мы ждём Максима с нашими суточными. Остановились в районе 470, кажется, километра. Там большой комплекс из кафе, гостиницы и парковки для дальнобойщиков, и с фюзеляжем здорового самолета. Он наполовину торчит из стены гостиницы и является то ли украшением, то ли частью здания. Это была наша первая длительная остановка. На то, чтобы покормить всех волонтеров, дождаться Максима с деньгами и просто прийти в себя от такого перегона, после дня работы на смотровой, а потом ещё и бессонной ночи (грузились до трёх утра, а до кафе добрались в половине одиннадцатого) ушло часа полтора. Зато отъезжали мы заметно повеселевшими и в расширенном составе. Следующую такую остановку было решено сделать под Ростовом.


До Воронежа добрались без приключений, наслаждаясь видами и подвываниями радио, репертуар которого состоит в основном из шансона, хитов, записанных в годы моего младенчества и жалоб местных жён на измены местных мужей. Впрочем, дорога без ям – это не дорога. Местные офицеры правопорядка попытались показать Максу полосатую палочку. Но когда во время досмотра машины на них посыпались мешки с одеждой и крупой, они растерянно извинились и отпустили микроавтобус с миром. Тем временем Новичков добрался до Ростова, а некоторое время спустя отзвонился, что проехал пост ДПС и въехал в печально известную Кущёвку. Помимо этого он сообщил, что перебои с водой в районе Крымска столь ужасны, что последнюю пятилитровку волонтёры разделили между сотней человек.


Нам оставалось около 250 километров до Ростова, когда снова позвонил Новичков и пожаловался, что они 2 часа кружили по Кущёвке из-за какого-то расширения трассы. А Андрей на автодоме сообщил, что они починились и уже под Воронежем.


Радио-маяк сообщило, что Ткачёв отправил в отставку мэра Крымска и главу Крымского района, что в городе катастрофически не хватает воды, а разбор обломков и поиск людей продолжается полным ходом. Помимо этого, ведущие упомянули лагерь волонтёров на подъезде к городу. Видимо, тот, где находится Илья Пономарёв с Алёной Поповой, куда мы и едем. Периодически на радио делали включения из разных городов, где волонтёры организовали сбор вещей для тех, кто готовятся выезжать в зону бедствия. Пару раз попадались машины с белыми лентами. Да и вообще многие встречные машины приветствовали нас сигналами, пассажиры махали нам руками, ведь у нас на борту написано: «Помощь Крымску».


Радио сообщило о технической ошибке: мэр Крымска остаётся на своём посту, уволен только глава крымского района.


Сто километров до Ростова. Вновь всплывает проблема кормления ребят в автобусе. А ждать Андрея с деньгами слишком долго. Мы с Костей составляем список продуктов, которые стоить купить, считаем калорийность, оцениваем по стоимости. Суточные подходят к концу – сумма была невелика. Вдруг сзади нам сигналит ауди-100 и предлагает прижаться к обочине. Мы тормозим, выходим, и водитель ауди спонсирует нас суммой, достаточной для покупки еды и воды в дорогу. После чего прощаемся, и он исчезает в зеркале заднего вида.


Доехали до Ростова. По радио объявление, о том, что в Крымске среди местных жителей распространяется ложный слух о возможном повторении наводнения. В это же время позвонил Новичков. Он добрался до Новороссийска и встретился с Суреном Газаряном, который рассказал, что в городе царит паника, люди поверили слухам и кто-то даже предпринял попытки эвакуации. Например, некая группа людей, прибывшая для помощи полиции в Крымске. Мы постояли на парковке у Икеи, встретились с местным жителем, передавшим нам две большие канистры с дезинфицирующим средством. Следующая остановка - Нижняя Баканка, лагерь.


Возле мотеля «Евразия», на автозаправке ТНК, мы оставили эти канистры у администратора. Здесь они будут храниться до тех пор, пока кто-нибудь не возьмётся отвезти их в Крымск.


Нагнали автобус, который успел уехать вперед, пока мы покупали еду, и раздали ее волонтерам. Попутно позвонил Новичков, рассказал, что они только что проехали мимо Крымска и направляются на базу волонтеров. Потом трубку взял Сурен Газарян, который подтвердил информацию об отсутствии в Крымске света и воды, а также предупредил о том, что автозаправки вокруг города тоже не работают. Сурен поделился сомнениями в толковости лагеря Пономарева, сам же он вернется в город, где также работает лагерь волонтеров. А мы въехали в Кущевский район, до Крымска 320 километров.


Въехали в Крымск. По дороге едва не попали в аварию - почти двое суток без сна, из них сутки в пути - мы с Костей попеременно засыпали и будили друг друга. В другой ситуации не вызывающая нареканий трасса, каких никогда не было в нашем регионе, совершенно не способствовала бодрости, напротив - монотонное движение по полотну без единой ямки вгоняло в транс.


В самой же станице Нижняя Баканка, где организован штаб волонтеров, как и в городе, пейзажи более, чем удручающие: дорогу через город с обеих сторон обрамляют руины, искореженные автомобили, порой вертикально торчащие из земли, жалкие пожитки людей, которые вынесены на обочину - МЧС собирает их и вывозят на свалку.


Добрались до штаба часам к трем ночи, встретили на крыльце Сельсовета, в здании которого создан временный склад гуманитарной помощи, Рому Переверзева, который в итоге стал координатором московских волонтеров, и намеревается оставаться здесь до тех пор, пока нужен и может помогать. Наскоро перекусили едой, доставленной из какого-то санатория неподалеку и устроились на ночлег.


Семь утра. В итоге я спал просто на куче мешков с одеждой, но и этого было бы достаточно, чтобы выспаться, если бы меня не растолкали. Но тут не до комфорта - в отличие от московских многим местным вообще негде спать. Первым делом загрузили газель, на которой приехал Новичков, всем, что смогли вместить, и повезли ее по улицам в поисках тех, кому можно помочь. В итоге доехали до небольшой фермы около подстанции. Здесь потоком снесло целый сад, баню, своротило газовый вентиль и затопило все колодцы в округе. Мы сгрузили все, что было в газели, здесь - сюда и соседи придти могут, и место для склада неплохое.


Пока возились на ферме - московские волонтеры, ехавшие на автобусе, занялись разгрузкой гуманитарки в местной школе. Не хочу говорить плохого, но на двух бойцов МЧС, которые помогали с разгрузкой, пришлось аж шестеро, попивавших компот в трех метрах сбоку. Вообще местные жители весьма недовольны такой сомнительной помощью властей, но вот полиция, напротив, выше всех похвал - полицейские подчиняются распоряжениям штаба волонтеров, и оказывает всяческое содействие, выходящие за рамки их обязанностей - при том, что это не местная полиция, а приезжая. Для защиты от мародеров.


К полудню удалось привести это броуновское движение к некоему порядку - отрядили машину в Крымск за снаряжением, отряд на ферму, отряд на завал по соседству. Кто-то собрался ехать в поселок Жемчужный, что в семи километрах в сторону Новороссийска - Алена Попова сообщила, что там нужна помощь с трупами, МЧС добралось туда только сейчас.


Кстати, у нас же в лагере котенок объявился - мы тут не сильно разбираемся, но кажется это девочка. Это было первое живое существо, обнаруженное нами после целой горы тушек кошек и собак, погибших во время наводнения. Невероятно ласковая и умная — не знаем, как назвать, но уже решили, что это наш талисман.


А вот в лагере МЧС в Крымске, говорят, есть душ, интернет, еды навалом — рай земной. Те, кто оттуда нам помогать приехали, сказали, что и волонтеры там соответствующие. Так что мы с Ромой решили, что останемся здесь, где точно можно помочь конкретным людям.


Съездили в Жемчужный по наводке Поповой. Не подтвердилось — все живы и здоровы. Зато по пути прохождения волны через Нижнуюю Баканку зрелище то еще: перевернутые машины, ошметки мостов и заборов, вырванный с корнем газопровод. Но страшнее всего то, что среди всего этого живут люди: вот ребята моют дно машины, стоящей на дыбах, вот женщина развешивает белье на ветвях сваденного посреди ее двора дерева. Чуть дальше оказался почти целый дом, в него вода попала около четырех часов утра, вероятно. Именно это время показывают замерзшие настенные часы, висящие над детской люлькой - единственным не перевернутым предметом во всем доме.


На обратном пути встретили паренька лет пятнадцати, который попал в первую волну и был смыт вниз по дороге. На вопрос, как он умудрился выплыть, он удивленно ответил, что просто жить хотелось. Второй наш местный знакомец на себе вытащил младшего брата и своих собак.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow