СюжетыКультура

Титановый лист и почтовая бумага

Вышел сборник «35 великих архитекторов мира»

Этот материал вышел в номере № 76 от 11 июля 2012
Читать
Вышел сборник «35 великих архитекторов мира»

Суть сборника «Словесные конструкции. 35 великих архитекторов мира» (М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012) определена в предисловии Евгенией Микулиной, главным редактором журнала Architectural Digest: «На протяжении десяти лет журнал AD публиковал интервью с самыми знаменитыми архитекторами мира. Лучшие критики, пишущие об архитектуре на русском — Владимир Паперный, Григорий Ревзин, Алексей Тарханов, — встречались с великими молчунами и заставляли их раскрыться. Под напором блистательных интервьюеров архитектурные звезды показывали человеческое лицо, делились политическими и религиозными взглядами, хвастались детьми, жаловались друг на друга, формулировали творческое кредо. В этой книге собраны тридцать пять лучших архитектурных интервью, опубликованных в AD за десять лет».

Таким образом, по-русски заговорили: Оскар Нимейер, Сантьяго Калатрава, Норман Фостер (куда ж без него?), Фрэнк Гери с его ар-деко гигантов — искривленными, текучими, закрученными космическим штормом в спираль билдингами, облицованными титановым листом (самое знаменитое из этих зданий — музей Гуггенхайма в Бильбао), Ренцо Пьяно — автор Центра Помпиду, Жан Нувель — автор Института арабского мира в Париже и комплекса «Лувр в Абу-Даби», Николас Гримшоу — автор выставочного комплекса Франкфуртской ярмарки с его спокойным удобством и величием монумента «цивилизации банкира и инженера», Ханс Холяйн — с такой смелостью и безупречным вкусом вписавший на Соборной площади Вены, в густом цветении готики и барокко, свой билдинг из стали, стекла и зеленого мрамора на место разбомбленного в войну здания.

…Даниэль Либескинд, Доминик Перро, Эрик ван Эгерат, Кисе Курокава (помимо Национального центра искусств в Токио и других знаменитых музеев Японии — автор генерального плана Астаны). Сквозной сюжет книги — петербургский конкурс на второе здание Мариинского театра (со всеми печальными гримасами этой истории). Помянут, естественно, и ошеломительный проект Эрика ван Эгерата: пять башен — «Экстер», «Кандинский», «Малевич», «Попова» и «Родченко» — в Москве, на Крымском.

Завершается сборник на оптимистической ноте: беседой с 47-летним Давидом Аджайе, автором здания Школы управления «Сколково» (2010), — единственным западным архитектором, которому удалось не только блистательно презентовать свой проект в Москве, но и довести дело до конца, сохранить замысел и обойти построенное здание.

Книга, естественно, полна иллюстраций. На них — чуть не вся Global Village, мир, сжатый цивилизацией воедино. И безмерно разные по масштабу и функциям здания, комплексы, артефакты, игрушки гигантов: от колоссальной «фары» фасада BMW Welt в Мюнхене (Вольф Прикс) до тщательно проработанного технологически проекта типового жилья для переселенцев и жертв стихийных бедствий.

История этого проекта японского архитектора Шигеру Бана крайне проста: «Гуманитарное строительство Бан начал весной 1995-го, когда фотографии жертв конфликта в Руанде обошли весь мир, а защитники демократии предпочли их не заметить. После поездки в Руанду Бан обратился к комиссару ООН с идеей проекта жилья для миллиона беженцев. В результате по его проекту компания Vitra выпустила трубы из прессованной водостойкой бумаги, из которых собирались палаточные каркасы». Впрочем, из таких же труб, с крышей из непромокаемой почтовой бумаги, Бан построил и свой знаменитый «Павильон Япония» для Expo 2000 в Ганновере. А должность консультанта Верховного комиссара ООН по делам беженцев сделала работу Бана над проектами скоростного возведения сверхдешевого и прочного жилья для переселенцев целой линией его деятельности: «бумажные бревна», бамбук, пластиковые бутылки, пенопластовые шарики, ящики из-под пива… Церковь из таких материалов (по проекту, вдохновленному одной из римских церквей Борромини) Бан построил для жертв землетрясения в японском Коби. Рассчитанная на два года, она простояла 11 лет.

…И тут мы, пожалуй, подходим к месседжу и сути книги блистательных интервью. Сделанных, напомню, русскими архитектурными критиками для русского читателя. В чем их цель? В ликвидации архитектурной безграмотности граждан страны, семьдесят лет закрытой наглухо? Несомненно. Но кажется, тут есть смысл и поглубже.

«Частных особняков» на страницах сборника почти нет. Но трудно не заметить великолепие новых музеев и новых библиотек «большого мира». Особенно — музеев технических и естественно-научных. И особенно — университетских библиотек.

Эти здания — как и то, что говорят самые блестящие архитекторы современности, как и сами их судьбы, очерченные в разговорах, — подтверждают: есть огромный мир, живущий яростью труда и блеском знания. И наш мир — с Незнайкой в колоссальных развесистых кустах пластмассовой клубнички как символом России на шанхайской Expo — по-прежнему безмерно от него далек. Прежде всего — «по понятиям».

В этом отношении книга «Словесные конструкции. 35 великих архитекторов мира» — еще и гениальное, просто целебное чтение для российских подростков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow