СюжетыОбщество

Сирена, радио, мобильник…

Как в Европе работает система оповещения населения при чрезвычайных ситуациях и природных катастрофах

Этот материал вышел в номере № 79 от 18 июля 2012
Читать
В Западной Европе природные катастрофы — явления повседневной жизни. Ответственность за безопасность граждан в случае стихии несет не верховная власть, а местное самоуправление, мэр. Центральная власть спрашивает его за результат, и все равно, как он предупреждал жителей своей коммуны о наводнении. Объявления, плакаты, радио, телевидение, интернет — не важно. Даже если для исполнения обязанности ему придется лично на велосипеде вместе с участковым объехать все дворы

В объявлениях по авторадио дикторы не шутили. Когда по пути из Брюсселя в Швейцарию я хотел проехать через Нанси, на подъезде к нему оранжевые дорожные щиты настойчиво дали понять, что лучше этого не делать.

Город был в режиме «природной катастрофы». Это правовое состояние, наступающее в результате специального решения правительства. Оно диктует определенные права и обязанности граждан, частных страховщиков и государства.

Можно написать целую книгу о том, как сложились эти правила, чуть ли не со средних веков. Но сейчас не об этом. Хорошо ли, плохо ли, но система работает, иногда вызывая ожесточенные споры в прессе и дебаты в парламентах. Довольных ею нет никогда. Кто-то обязательно считает ее несправедливой.

В тот день, вернее в ночь на 22 мая, в Нанси выпало рекордное количество осадков: 86 миллиметров за три часа. Наводнение было разрушительным: улицы превратились в бурлящие потоки воды, многие дома обрушились, и целые кварталы лишены электричества. Несмотря на работу пожарных, которые за ночь сделали более тысячи выездов, материальный ущерб оказался огромным, и население города и его окрестностей пребывало в шоке.

В Западной Европе природные катастрофы — явления повседневной жизни. Сказывается могучее дыхание непредсказуемой Атлантики. Особенно напрягают ливневые дожди, наводнения и ураганы. Голландцы решили вопрос раз и навсегда, применив свой труд муравьев-тружеников и после ужасной трагедии 1950-х, унесшей десятки тысяч жизней, отгородив плотинами и шлюзами внутренние водоемы от океана.

В долине Мааса в Бельгии сильные паводки случаются чуть ли не каждый год, хотя ураганы, в отличие от Америки, бывают редко.…

Таких сильных бедствий, связанных с водой и повлекших большие человеческие жертвы, как в Краснодарском крае, в Европе давно не было. Но всё может случиться. Поэтому есть системы предупреждения.

Ответственность за безопасность граждан в случае стихии несет не верховная власть, а местное самоуправление, мэр. Центральная власть спрашивает его за результат, и все равно, как он предупреждал жителей своей коммуны о наводнении. Объявления, плакаты, радио, телевидение, интернет — не важно. Даже если для исполнения обязанности ему придется лично на велосипеде вместе с участковым объехать все дворы.

У мэра, будь то город со стотысячным населением или коммуна в 500 домохозяйств, есть нормы, по которым он должен быстро решить, как информировать граждан. Важно вовремя предупредить людей об опасности, сведения о которой поступают мэру в режиме реального времени из специализированных служб.

Системы оповещения в разных странах разные, опять же, сложившиеся исторически. Они универсальные и в свое время создавались не только для предупреждения о природных и техногенных катастрофах, но и на случай атомной войны. В Советском Союзе, помнится, тоже было нечто похожее. Они постоянно развиваются, впитывая достижения современной техники.

В Бельгии, например, есть система, которая предусматривает передачу сообщений жителям районов повышенного риска через электронную почту, SMS, «веерным» звонком на мобильные телефоны. Об этом сами жители должны позаботиться и подписаться на такую услугу.

Всю Швейцарию, страну гор и озер, регион повышенного риска, охватывает сеть сирен предупреждения. Они, в частности, находятся вблизи водохранилищ или естественных мест скопления воды, которые могут переполниться и угрожать населенным районам. Информация передается по радио. Слышишь сигнал сирены — немедленно включи радио и следи за информацией и указаниями. Швейцарская компания радио и телевидения (SSR) организовала специальную систему ICARO, связанную с каждым подразделением местного МЧС и бригадами кантональной полиции.

Вторая часть проблемы — компенсация пострадавшим, если беда все же случилась.

В начале 2007 года на Европу налетел страшный ураган «Кирилл». В Бельгии тогда погибли 3 человека, а ликвидация материальных последствий была темой не одного заседания правительства.

Германская федерация страховщиков сравнила было «Кирилл» по тяжести последствий с ураганом «Джанет» 2002 года, когда страховые компании ФРГ выплатили 660 миллионов евро. Но «Кирилл» оказался сильнее. В Германии ущерб от него составил около 1 миллиарда евро, в Великобритании около миллиарда фунтов стерлингов, в Голландии — 200 миллионов евро, в Бельгии — 100 миллионов.

Системы возмещения ущерба пострадавшим тоже складывались исторически и поэтому имеют национальную окраску. Во Франции, Швейцарии и Норвегии этим занимается преимущественно государство; в Германии, Нидерландах, Великобритании и Италии — страховой бизнес; в Бельгии, как считается, действует смешанная система государственно-частного партнерства. Но это деление условное, потому что во всех странах в случае крупной катастрофы национального масштаба раскошеливаются и страховые компании, и государственный бюджет.

Во Франции по закону ущерб возмещают страховые компании, а те граждане, которые застраховали только полис гражданской ответственности и поскупились на «все риски», не получают ничего. На самом деле не так. Если правительство официально признало случившееся природной катастрофой (CAT-NAT), то даже незастрахованные имеют право просить о компенсации, и чаще всего ее получают. Это несет в себе элемент несправедливости по отношению к застрахованным, но принцип солидарности выше.

В случае официальной природной катастрофы, когда страховые компании вынуждены платить огромные суммы, государство кредитует их через Центральную кассу перестраховки (Caisse centrale de réassurance — Ccr), которая формируется за счет налогов и взносов страховщиков всей страны.

Слово «солидарность» часто повторяется в документах Европейского союза. В 2002 году решением Совета ЕС создан Фонд солидарности ЕС. Его задача — приходить на помощь пострадавшим от крупной катастрофы, в какой бы стране ЕС она ни произошла. Крупной считается природная катастрофа, оцениваемый ущерб которой либо превышает 3 миллиарда евро, либо 0,6 процента от ВНП страны. Второе важно для стран с малым ВНП, особенно новых членов союза в Центральной Европе. В таких случаях к усилиям страховых компаний и государства подключается европейский фонд. До сих пор самой крупной суммой, которую он выплатил, была помощь Италии после землетрясения 2009 года в Аквиле: более полумиллиарда евро.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow