СюжетыКультура

Реализм. Реабилитация

В Русском музее открылась выставка «Реализм в русском искусстве второй половины ХХ века. (Из частной коллекции, Москва)»

Этот материал вышел в номере № 79 от 18 июля 2012
Читать
В Русском музее открылась выставка «Реализм в русском искусстве второй половины ХХ века. (Из частной коллекции, Москва)»
Изображение

Термин «реализм» — а особенно «соцреализм» — в изобразительном искусстве в постсоветские десятилетия приобрел если не ругательный, то весьма сомнительный оттенок некоторой второсортности, отягощенной бэкграундом идеологического официоза. Да к тому же еще с намеком на отсутствие художественной фантазии — мол, художник не в состоянии придумать ничего нового, вот и копирует реальность, как его научили советские ретрограды-профессора. Но, похоже, наступают времена реабилитации этого направления, и в мейнстриме — Русский музей.

Во-первых, выставки из частных коллекций — всегда событие и для профессионалов, и для зрителей. На этот раз со своим внушительным корпусом работ весьма высокого качества выступает Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание». Во-вторых, имена говорят сами за себя: почти все — классики советской живописи и скульптуры. В экспозиции представлены живописные полотна Гелия Коржева, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Валентина Сидорова, Владимира Стожарова, Виктора Иванова, Алексея Грицая, Сергея Герасимова, Петра Оссовского, Николая Андронова, Натальи Егоршиной, Ивана Сорокина, Юрия Кугача, а также — произведения скульпторов: Михаила Переяславца, Ивана Коржева, Александра Бурганова. Выставка знакомит также и с работами мастеров, менее известных широкому зрителю: Андрея Курнакова, Александра Грицая, Михаила Кугача.

Достаточно внимательно осмотреть экспозицию, чтобы убедиться: термин «соцреализм», вобравший в себя многообразие различных стилей и художественных приемов, весьма условен. Реализм как манеру визуального изложения представленные авторы трактуют достаточно вольно, обращаясь то к импрессионизму, то к примитивизму, а то и к абстракционизму… В их представлении «реализм» — это не форма, а содержание, бескомпромиссная «правда жизни». Об этом говорил на открытии и Валентин Сидоров, единственный из этой славной когорты, который смог «на своих ногах» приехать в Петербург: «Мы жили правдой и красотой. Мы служили истине». Знаковым событием видится ему во время послевоенной уборки чердаков Русского музея находка вместе с Николаем Андроновым врубелевского «Шестикрылого серафима». Недаром в одухотворенной «шестикрылости» Валентину Михайловичу чудится рифма с художественным «шестидесятничеством», ведь расцвет творчества этого поколения пришелся на послевоенное время и период «оттепели».

Гелий Михайлович Коржев так сказал о своих со-временниках: «Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи…» Силу народа «шестидесятники» видели в корнях этого народа, поэтому главные сюжеты их творчества — деревенская, крестьянская жизнь, близкая и знакомая большинству от рождения.

Таковы идиллические картины русской и советской деревни в живописи Валентина Сидорова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, проникнутые нежностью к родной природе, к повседневным заботам людей. Это продолжение линии, начатой Аркадием Пластовым.

Еще одна грань соцреализма — знаменитый «суровый стиль» — представлена работами Виктора Иванова, Петра Оссовского, Николая Андронова. Эти мастера создают не просто персонаж, но духовно сильную личность, смело обобщая форму и добиваясь монументализации образа.

На выставке можно увидеть уникальную коллекцию картин Гелия Коржева — центральной фигуры реалистической школы этого периода. Его работы не только полны драматических размышлений о судьбе человека, художник работает с образом как с символом. Оттого его натюрморты «Серп и молот», «Чайник-депутат» приобретают и социальное звучание. Художник относится к искусству со всей возможной серьезностью — как к миссии, служению.

Обычно художников-реалистов упрекают в непозволительном пренебрежении сугубо живописными задачами, в излишней «литературности» полотен. Упрек этот вполне обоснован. И на этой выставке, увы, есть работа Михаила Кугача, способная вызвать разве что недоумение по поводу ее включения в экспозицию. Но, как видим, творческий реализм, реализм, окрашенный силой личности, точностью глаза художника и его фантазией, — жив. Более того, он становится всё более популярным и даже коммерчески успешным направлением. Иначе кто бы начал коллекционировать эти полотна? По словам организаторов экспозиции, собрать сейчас персональную выставку любого из упомянутых художников почти невозможно: всё разошлось по музеям и частным собраниям. Русский музей предоставляет счастливую возможность увидеть многие имена и работы на одной выставке. Экспозиция будет работать до октября.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow