СюжетыПолитика

В Конституцию не стрелять!

И после очередной кровавой драмы Америка не ставит под сомнение право граждан владеть оружием

Этот материал вышел в номере № 83 от 27 июля 2012
Читать
И после очередной кровавой драмы Америка не ставит под сомнение право граждан владеть оружием
Изображение

Трагедия в кинотеатре городка Аврора, где неделю назад на премьерном сеансе очередного фильма про Бэтмена 24-летний молодой человек застрелил 12 и ранил 58 зрителей, вновь вызвала в американском обществе бурные споры сторонников и противников ужесточения законов о личном огнестрельном оружии. В очередной раз столкнувшись с массовым убийством мирных граждан, Америка тем не менее не ставит под сомнение их право владеть собственным оружием и применять его в целях самообороны — право, гарантированное Второй поправкой к Конституции.

В эти дни над Белым домом и в других общественных местах американской столицы приспущены национальные флаги. Почему после трагедии в штате Колорадо и обязательного в таких случаях выражения соболезнований родственникам погибших и поддержки раненым ни президент Обама, ни его соперник на предстоящих выборах Ромни ни словом не обмолвились о необходимости ужесточить правила выдачи американцам личного огнестрельного оружия? Многие вашингтонские эксперты полагают, что оба политика боятся могущественного оружейного лобби в лице Национальной ассоциации стрелкового оружия, ее влияния на избирателей.

Ежегодно от стрелкового оружия в США погибает свыше 30 тыс. человек, почти 20 тысяч — это самоубийцы. По данным общественной организации «Движение Брэйди против насилия с применением огнестрельного оружия», в США зарегистрировано 270 млн стволов — по 89 на 100 жителей. Это почти в три раза больше, чем в Швеции, занимающей второе место в списке стран, граждане которых «наиболее вооружены». Однако самоубийства с применением огнестрельного оружия в Америке встречаются в 6 раз чаще, чем в Швеции, и в 10 раз чаще, чем в Германии.

Самоубийства редко попадают на первые полосы газет и в заголовки теленовостей, в отличие от массовых расстрелов граждан, которые становятся на некоторое время «главной новостью дня». Можно вспомнить стрельбу в Вирджинском политехе, в супермаркете городка Тусон, где была ранена член конгресса Габриэль Гиффордс. В этом году были застрелены школьники в штате Огайо. И вот теперь — бойня в кинотеатре в штате Колорадо.

Америка каждый раз ужасается, говорит о необходимости ужесточить контроль за продажей оружия, однако никто не собирается отменять Вторую поправку. Мэр Нью-Йорка Блумберг — основатель движения «Мэры против нелегального оружия», объединившего свыше 600 губернаторов и градоначальников США, возмущен тем, что эта тема вообще не обсуждается в ходе предвыборной кампании-2012. Как заявил на форуме в либеральном «Центре американского прогресса» исполнительный директор организации «Мэры против нелегального оружия» Марк Глэйз, «оружейное лобби потратило много средств на то, чтобы в штате Флорида был принят закон о самообороне, позволяющий «сначала стрелять, а уж потом задавать вопросы». Только сейчас американцы начали понимать, что все эти звенья связаны в одну цепь: оружейное лобби, законы, разрешающие свободно стрелять, и смерть темнокожего подростка, которой, как утверждает президент, «мог бы стать его сыном». Глэйз напоминает об убийстве в городке Стэнфорд, штат Флорида, в конце февраля этого года афроамериканского подростка Трейвона Мартина, в котором обвиняется добровольный помощник полиции (по-нашему, дружинник) Джордж Зиммерман. Смерть подростка вызвала возмущение президента.

В свой первый срок Обама, которого оппоненты называют либералом и даже «социалистом», с «оружейными законами» ничего делать не стал. Мэр Майкл Блумберг, добивающийся запрета на продажу в Нью-Йорке полуавтоматического оружия и увеличения минимального тюремного срока за ношение нелегального заряженного оружия, в недавней программе «Лицом к нации» напомнил президенту его обещание, сделанное три года назад, — вернуть запрет на продажу полуавтоматического оружия. А Митту Ромни нью-йоркский мэр напомнил, как тот в бытность губернатором штата Массачусетс запретил это оружие в 2004 году, зато сегодня выступает против каких-либо ужесточений правил выдачи и обращения с личным оружием.

Существующая с 1871 года Национальная ассоциация стрелкового оружия, объединяющая 4 300 000 членов, называет себя самым «влиятельным лобби в США» и любит напоминать о своей роли на выборах в законодательные и исполнительные органы власти. Те, кто выступает за ужесточение законов — член палаты представителей Каролин Маккарти, чей муж был застрелен убийцей-маньяком, и сенатор Дайна Файнстайн, — объявлены оружейным лобби политиками, чье переизбрание в Конгресс «нежелательно».

По мнению Пола Уолдмена, главного редактора издания The American Prospect, влияние Ассоциации стрелкового оружия на исход выборов слишком преувеличенно: «Когда республиканцы одерживают убедительную победу, как это было на выборах в Конгресс в 2010 году, оружейная ассоциация объявляет это своей заслугой. Да и сами демократы частенько списывают свои неудачи на влияние оружейного лобби. На это жаловались Эл Гор в 2000 году и Билл Клинтон в 1994-м, после поражения его партии в Конгрессе. Когда демократы добиваются побед, оружейное лобби предпочитает этого вообще не замечать».

В 1994 году по инициативе администрации Клинтона была запрещена продажа в личное пользование полуавтоматического оружия, но через 10 лет срок запрета истек, и Конгресс его не продлил. Именно из такого полуавтомата AR-15 бывший студент Джеймс Холмс, по данным полиции, расстреливал зрителей в кинотеатре. А еще у него был полуавтоматический пистолет Glock и в придачу — дробовик Remington. Кроме того, квартира бывшего студента-медика была заминирована. Все оружие и амуницию Холмс приобрел свободно, в том числе через интернет. Психическое здоровье обвиняемого вызывает большие сомнения (чего стоят оранжево-красный цвет его волос или запись голоса на автоответчике, копирующего Хита Леджера, исполнителя роли психопата Джокера из всё той же серии про Бэтмена). Однако выбранное им оружие — сейчас лидер продаж, например, в оружейном магазине городка Шантилли, на севере штата Вирджиния, рядом с вашингтонским международным аэропортом Даллас.

Я направился туда, чтобы выяснить, так ли уж легко приобрести ствол в личное пользование. Магазин открыт с 1989 года и работает без выходных. Здесь же в тире за 20 долларов можно поупражняться в стрельбе и оценить достоинства оружия. Сейчас — относительно «тихий сезон», тем не менее на практике это означает по 1000 покупателей в неделю, больше сотни в день. В лучшие дни поток увеличивается в 7 раз. В продаже — оружие на любой вкус, кроме запрещенных в Вирджинии дробовиков 12-го калибра и самозарядных пистолетов и карабинов, где сталь заменена пластиком. Они признаны в этом штате опасными и незаконными, хотя стоят в 2-4 раза дешевле.

Эрл Кёртис — совладелец магазина, председатель местного стрелкового общества, объясняет, что для покупки обычного пистолета достаточно предъявить водительские права, выпущенные в штате Вирджиния, и какое-либо дополнительное удостоверение личности. Для снайперского оружия вдобавок нужно подтвердить американское гражданство, представив продавцам свидетельство о рождении, паспорт или, на худой конец, грин-карту. Чтобы приобрести автомат, необходимо пройти тренировочный курс, а проверка личности может затянуться на полгода.

Комментируя трагедию в городке Аврора, продавец магазина Дональд Довер заметил: «Убивает не оружие, убивают люди. Нынешних законов вполне достаточно, они хороши. Проблема в том, что проверка покупателей действует не во всех штатах Америки. Да и как проверишь психа с ружьем, если до этого он вел тихий размеренный образ жизни?»

Опрос общественного мнения, проведенный незадолго до стрельбы в Колорадо, показал, что 49% американцев выступают за сохранение нынешних законов о личном оружии и 45% — за их ужесточение. Любопытно, что в специальном опросе, проведенном службой Лунц-Глобал, только среди владельцев оружия, входящих и не входящих в Национальную ассоциацию стрелкового оружия, за введение более строгих правил продажи и хранения оружия высказались 78%.

А теперь — мнение российского сенатора Александра Торшина, первого вице-спикера Совета Федерации, автора проекта о легализации в России короткоствольного огнестрельного оружия. «Владение россиянами оружием нас дисциплинирует, и атмосфера в нашем обществе поменяется. Посмотрите на Америку — там все улыбаются. Парадоксально, но наше общество станет добрее», — цитирует Торшина Интерфакс.

В самой Америке связать внешнюю приветливость американцев с правом на владение и ношение личного оружия пока никто не догадался. Похоже, Торшин — первый.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow