СюжетыОбщество

«Отдать Бута в Россию? Вы с ума сошли!»

Самый известный в США российский заключенный не особенно надеется на репатриацию

Этот материал вышел в номере № 85 от 1 августа 2012
Читать
Самый известный в США российский заключенный не особенно надеется на репатриацию

Когда Виктора Бута приговорили в апреле к 25 годам американской тюрьмы, его жена Алла вздохнула с облегчением, а адвокат Альберт Даян едва сдерживал ликование. Ведь прокуратура требовала пожизненного срока, а судебный отдел надзора, который высчитывает для судей приговоры по специальной таблице, рекомендовал 30. Кроме того, Россия заклеймила судебное решение и пообещала требовать репатриации Бута, и Алла выразила надежду, что ее муж вернется в Россию еще до конца года.

Но Бут не вернется в Россию в этом году и даже в следующем. В том случае, если иностранец хочет, чтобы его перевели для отбытия срока на родину, то, по конвенции 1983 года, он должен отказаться от апелляции, как сделал это в свое время ооновец Владимир Кузнецов, получивший в Нью-Йорке 4 года с копейками за отмывание денег. И его вскоре освободили, как, видимо, освободят в России и Бута. Хотя бы потому, что в российском законодательстве нет статьи о преступном сговоре с целью убийства американцев, по которой он сел в США.

У Бута было три варианта. 1) Поставить на апелляцию и отложить попытки вернуться на родину до решения апелляционной инстанции. 2) Плюнуть на апелляцию и бороться за репатриацию по конвенции о переводе заключенных. 3) Возложить все надежды на «политическое решение», как выражается Алла Бут, — то есть понадеяться, что Обама отдаст ее мужа Путину в рамках «перезагрузки».

Ни один из этих вариантов не обещает верного успеха. И на той неделе его адвокат Альберт Даян объявил, что Бут выбрал первый — апелляцию. Многие московские журналисты не разбираются в американском судопроизводстве, поэтому эта новость появилась под заголовками: «Бут готов доказывать свою невиновность в США вплоть до верховного суда».

Но вопрос о виновности на апелляции в США не рассматривается, поскольку его уже решили присяжные. Апелляционная инстанция рассматривает лишь решения, принятые судьей. Но федеральные судьи делают ошибки крайне редко, поэтому защита столь же редко выигрывает апелляции. В лучшем случае Буту назначат повторный процесс, который он тоже вряд ли выиграет. Планы же дойти до верховного суда США — наивны, потому что он принимает к рассмотрению ничтожную часть присылаемых дел.

Так что о репатриации теперь можно будет хлопотать лишь после апелляции. Однако тут дело вот в чем: Бут ведь сидит не за беловоротничковое отмывание, как Кузнецов, а по очень плохим статьям. «Вы что, с ума сошли? — сказал один сотрудник госдепа, когда мой вашингтонский знакомый спросил его о перспективах перевода Бута в Россию. — Это же человек, который сидит за терроризм и планы убийства американских официальных лиц!» И вовсе не факт, что американцы горят желанием применить к Буту положения конвенции.

Видимо, Алла Бут права: главная надежда на политическое решение. Но ведь Обаму могут и не переизбрать. А если даже и переизберут, то, в связи с неуклонным ухудшением отношений с Москвой, «гибкость в рамках перезагрузки» Обаме может и не понадобиться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow